Черноморские лётчики над Дунаем

Черноморские лётчики над Дунаем  К 72-й годовщине Великой Победы 
 
20-29 августа 1944г. была проведена Ясско-Кишинёвская операция войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов при участии Черноморского флота и Дунайской военной флотилии с целью разгрома немецкой группировки армий «Южная Украина». После освобождения от оккупации фашистской Германией Молдавии, Румынии и Болгарии встал вопрос о дальнейшем стремительном наступлении Красной Армии в Восточной Европе, территория которой связана с великой европейской рекой – Дунаем. Директивой Ставки, подписанной Верховным Главнокомандующим И.Сталиным, обеспечение воздушной разведкой двух армий Дунайской военной флотилии было возложено на Военно-воздушные силы Черноморского флота.
 
Задачами воздушной разведки были: вдоль всего Дуная до Австрии – вскрытие сухопутных и морских сил противника, аэрофотосъёмка и уничтожение авиацией воздушных армий фронтов. Задачу обеспечения Красной Армии разведывательными данными командование Черноморской авиации возложило на 30-й Севастопольский Краснознамённый разведывательный авиаполк, командиром которого был полковник Христофор Александрович Рождественский. 30-й рап был сформирован в июле 1943 года на базе 116-го морского разведполка. Эффективную воздушную разведку по всей территории противника на Чёрном море, в том числе по Дунаю, могли произвести только авиаторы разведполка на самолётах-бомбардировщиках. 
 

 
Поэтому в ходе формирования 30-й рап был оснащён как советскими Ил-4, так и американскими самолётами «Бостон», а для выполнения ближней разведки одна эскадрилья была укомплектована английскими истребителями «Китти Хок». Севастопольская правда. Авиаторы разведполка обеспечивали разведывательными данными и аэрофотосъёмкой войска 4-го Украинского фронта и Приморской армии, которые проводили Крымскую операцию по освобождению Крыма и Севастополя с участием Черноморского флота с 8 апреля по 12 мая 1944 года. 
 
Высокий профессионализм и мужество авиаторов-разведчиков позволили им решать задачи над Дунаем в последние дни 3-го Рейха. И первыми дорогу до Вены по голубой глади Дуная проложили асы-профессионалы разведки, Герои Советского Союза: И.Т.Марченко, В.А.Скучарь, В.А.Мордин, А.Д.Карпов, А.Е.Рыжков, штурманы В.Г.Василевский, И.И.Ковальчук, С.П.Дуплий, Е.И.Лебедев.
 
Но первым боевой полёт для выявления корабельных группировок в портах и по всему Дунаю, сухопутных сил, аэродромов, бронетехники, артбатарей врага выполнил на Ил-4 с аэродрома Одессы командир эскадрильи Иван Марченко со штурманом эскадрильи Иваном Ковальчуком.
 
После взлёта прошло несколько десятков минут боевого полёта, и два Героя, два Ивана, два боевых друга снова увидели самую великую европейскую реку, протекающую на 2850 км. через Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Югославию, Болгарию, Румынию и впадающую в Чёрное море.
 
Наверное, молодые лейтенанты тогда вспомнили начало Великой Отечественной войны и воздушные бои над Дунаем на И-16. Лётчик-истребитель И.Марченко (9-й иап) и штурман И.Ковалёв (82-я отдельная разведывательная эскадрилья) на «летающих лодках» МБР-2 вели разведку в устье реки в районе Сулины и наносили бомбовые удары по войскам и бронетехнике врага, рвущегося к Белгород-Днестровскому и Одессе.
 
И вот они, прошедшие битву за Кавказ и Крым, ведут воздушную разведку и аэрофотосъёмку над территорией придунайских стран, которые ещё находятся в оккупации фашистской Германии. Разведывательный экипаж периодически подвергается обстрелам корабельной и береговой зенитной артиллерии, в том числе и над портами: Санкт-Пёльтен, Иббо, Темис Клейн, Пехлери, – в которых обнаружены сотни кораблей, барж, мониторов и других плавсредств, а также по всему Дунаю, где на разных скоростях небольшими группами движутся суда и катера с бегущими от возмездия солдатами 3-го Рейха.
В этот первый весенний день 1945 года экипажами 30-го paп было обнаружено, выявлено и аэрофотосъёмкой подтверждено 800(!) плавсредств разного класса. Все последующие боевые вылеты по Дунаю до Австрии до окончания войны выполняла воздушная разведка, все экипажи двух эскадрилий разведполка на самолётах Ил-4 и «Бостон» с наведением ударных сил авиации и кораблей Дунайской Краснознамённой орденов Нахимова и Кутузова военной флотилии. Севастопольская правда. Так было обеспечено успешное проведение войсками Красной Армии Белградской, Будапештской, Братиславской и Венской операции.
Герой Советского Союза Иван Тимофеевич Марченко за годы войны как лётчик-истребитель и разведчик выполнил 433 боевых вылета, из них 165 вылетов – на воздушную разведку на бомбардировщике. 12 мая 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Им сбиты 6 немецких самолётов. В послужном списке и характеристике сказано, что он участвовал в боевых действиях в Австрии и Венгрии, успешно ведя воздушную разведку и аэрофотосъёмку.
 
Герой Советского Союза Иван Ковальчук, штурман, за годы войны выполнил 350 боевых вылетов, из них 285 – на воздушную разведку. Он также признанный участник боевых действий в Австрии и Венгрии как разведчик Черноморского флота. 6 марта 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
 
Авиаторы 30-го Севастопольского Краснознамённого разведывательного авиаполка Краснознамённого Черноморского флота выполнили приказ Верховного Главнокомандующего И.Сталина и обеспечили воздушной разведкой и аэрофотосъёмкой наступающие войска Красной Армии 2-го и 3-го Украинских фронтов и Дунайской военной флотилии.
 
  Юрий ЗВЕРЕВ
генерал-майор авиации в отставке,
заслуженный военный лётчик СССР
 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники