«И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил…»

3 октября (21 сентября по ст.ст.) – 120 лет со дня рождения поэта Сергея Александровича Есенина.  Строки, вынесенные в заглавие, относятся к одному из поздних стихотворений Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу…», созданному в 1924г. на смерть друга, крестьянского поэта Ширяевцева. Стоит перечитать стихи «Несказанное, синее, нежное…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Свищет ветер, серебряный ветер…», «Жизнь – обман с чарующей тоскою…», «До свиданья, друг мой, до свиданья» и многие другие, чтобы вновь прочувствовать: Есенин – один из немногих, наделённых даром наполнить душу читателя щемящей тоской: «все мы, все мы в этом мире тленны» – и, несмотря на это, благодарностью судьбе за всё. И даже у такой незаурядной личности, проведшей бурную жизнь, прорывалось отчаянное: «Так мало пройдено дорог. Так много сделано ошибок».

3 октября (21 сентября по ст.ст.) – 120 лет со дня рождения поэта Сергея Александровича Есенина.

Строки, вынесенные в заглавие, относятся к одному из поздних стихотворений Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу…», созданному в 1924г. на смерть друга, крестьянского поэта Ширяевцева. Стоит перечитать стихи «Несказанное, синее, нежное…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Свищет ветер, серебряный ветер…», «Жизнь – обман с чарующей тоскою…», «До свиданья, друг мой, до свиданья» и многие другие, чтобы вновь прочувствовать: Есенин – один из немногих, наделённых даром наполнить душу читателя щемящей тоской: «все мы, все мы в этом мире тленны» – и, несмотря на это, благодарностью судьбе за всё. И даже у такой незаурядной личности, проведшей бурную жизнь, прорывалось отчаянное: «Так мало пройдено дорог. Так много сделано ошибок».  

С юных лет Сергей Есенин задавался вопросом о назначении жизни. Семнадцатилетним в одном из писем он восклицал: «Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди вокруг тебя. Стоны и плач заглушают твою радость». Родители Сергея – крестьяне Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, и его односельчане поражались начитанности мальчика и тому количеству стихов, которые он начал сочинять с 8-9 лет. Позже Есенин говорил: «Если я за целый день не напишу четырёх строк хороших стихов, я не могу спать». Впервые его литературные опыты были опубликованы в детском журнале «Мирок» в 1914г. А настоящий литературный дебют состоялся, когда Есенин в 1916г. переехал в Петроград (до этого жил в Москве, покинув родное село Константиновка в 1912г.) и издал свой первый сборник «Радуница», состоящий из стихотворений о крестьянской Руси, связанных с фольклорными традициями. 
 
Всё, что совершалось в России во время Великого Октября, было ни с чем не сравнимо в истории народов. Вместе с Блоком и Маяковским Есенин восторженно принял революцию, провозгласив в «Небесном барабанщике» (1918г.): «Ратью дружной мы идём сплотить весь мир!». К В.И.Ленину Есенин относился с глубоким уважением, отмечая: «То, что я писал о Ленине, – и «Капитан земли», и «Ещё закон не отвердел…», – это слабая дань памяти…».
 
В 1918г. в Москве друзьями Есенина было организовано издательство «Трудовая артель художников слова», однако бумагу для книг достать в то время было сложно. Есенин решил эту проблему со свойственной ему крестьянской смекалкой: нарядившись в длиннополую поддёвку, он предстал перед дежурным членом Президиума Московского Совета, старательно кланяясь, окая и прося «сделать божескую милость и отпустить бумаги для крестьянских поэтов». Севастопольская правдаЕго просьба была выполнена. Однако шутки шутками, но по жизни поэт недолюбливал тех, кто считал, что для того, чтобы называться крестьянским поэтом, достаточно кичиться тем, что ходишь в крестьянской одежде. Есенина больше интересовало содержание, чем форма, потому он не видел смысла и в литературном формализме, называемом имажинизмом. Сближаясь с поэтами-имажинистами – Мариенгофом, Шершеневичем, он поначалу думал, что их эстетические принципы (поиск новых метафор, образность) близки ему, но уже в 1921г. он осуждает имажинистов за их идею искусства ради искусства: «У собратьев моих нет чувства Родины во всём широком смысле этого слова…». Однако имажинистский период поэта оказался весьма плодотворным – выходят следующие сборники стихов: «Трерядница», «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв» (1921).
 
В чём в чём, а уж в отсутствии «чувства Родины» самого Есенина никогда нельзя было упрекнуть. Родина в его творчестве – не только в колоритных описаниях сельской жизни, но и в урбанистическом мире «Москвы кабацкой», где, обиженный «чужим и хохочущим сбродом», поэт не забывает своё удалое деревенское детство, и это придаёт ему сил. Севастопольская правдаЕсенин много путешествовал, однако, сравнивая Россию с чужбиной, понимал, что вся его личность «жива одной большой любовью», и это любовь к родным просторам. Побывав в 1922-1923г.г. в Европе и Америке со своей третьей женой – американской танцовщицей Айседорой Дункан, Есенин так отзовётся о своих впечатлениях: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? …здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать…». С осени 1924г. по август 1925г. поэт совершает три поездки в Грузию и Азербайджан, которые вдохновляют его на цикл стихотворений «Персидские мотивы». Колоритный Восток влечёт поэта куда больше, чем Запад, однако всем известны крылатые есенинские слова: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий…».
 
О поэте «золотой, бревёнчатой избы» можно говорить бесконечно. Существует миф, что Есенин и Маяковский ненавидели друг друга. Не исключено, что отношения у двух гениев были довольно острыми, но каждый из них осознавал  уникальность другого. Есенин замечал: «Что ни говори, а Маяковского не выкинешь…». И Маяковский тайком хвалил стихи «литературного противника», заговорщически подмигивая: «Только Есенину – ни слова об этом».  Исследователей творчества и поклонников Есенина могут занимать как его слава «похабника и скандалиста», так и философские взгляды поэта на искусство, отражённые в статье «Ключи Марии» (1918г.), как его многочисленные любовные связи, так и тайна поэмы «Чёрный человек» и загадочного самоубийства Есенина в гостинице «Англетер» в 1925г. Но одно можно сказать более или менее определённо: умению Есенина быть благодарным жизни, его любви к Родине и простым людям всегда стоит поучиться и современным поэтам и писателям, и любому из нас.
 
                                Алиса Попова
Севастопольская правда В Контакте
 
 
 
 
 
При использовании информационных материалов прямая активная ссылка на официальный веб-сайт "Севастопольской правдыhttp://sev-pravda.ru обязательна 
 
Категория: 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники