Истинный выразитель земли русской

«Толстой – это человек, который 
магической силой своего слова, своей мысли,своей воли властвовал над душой 
своего века. Это выразитель дум и 
сомнений не одного поколения, не одной страны,  даже не одной культуры, 
но всего человечества».
                                                                                                       В.Я.Брюсов  
 
Прошло без малого два столетия со дня рождения Льва Николаевича Толстого.
 
За свою долгую жизнь он создал не только талантливейшие литературные произведения, но оставил неизгладимый след в истории как гениальный мыслитель, публицист, философ. Полное собрание его сочинений, которое впервые вышло в 1928 году, составляет 90 томов! Причём меньшая часть – это литературные труды, а большая – публицистика. В этих трудах писатель раскрывает свои взгляды на деятельность государства и общества, религию и церковь, семью и школу.

 
Конец XIX-го – начало XX-го веков было временем, когда в стране назревала первая революция, общество было в смятении из-за поражения России в войне с Японией. Достигли своего апогея  противоречия между ведущими государствами мира, в умах человеческих  росло недовольство социальным неравенством. В это время Л.Н.Толстой пишет глубокие публицистические труды:  «Исповедь», «В чём моя вера?», «Рабство нашего времени»,  «Так что же нам делать?»,  «Не могу молчать»,  «Пора опомниться», – и другие.
 
На один из главных вопросов, мучивших  писателя, – о земле, о частной собственности, он отвечал в работе «Рабство нашего времени»: «Когда отменили крепостное право, то рабство помещика заменили на рабство капиталиста».  Корнем всего зла он считал частную собственность, которая «корёжит человеческую жизнь». Особенно остро он выступал против купли – продажи земли: «Вы говорите, что для вашего блага ограждается земельная собственность. Севастопольская правда. Но земля или перешла, или переходит  во власть неработающих компаний, банков, богачей. Земля есть достояние всех… Право владения как собственностью хотя бы осьминником земли (1,4 га) так же незаконно и преступно, как владение богачом или царём миллионами десятин». Задаваясь вопросом: «Сколько человеку земли надо?» – Толстой приводит такой пример: «Один крестьянин  желал пробрести землю у башкир. Ему пообещали дать столько, сколько он оббежит за день. Он бежал, бежал, пока не упал замертво, и досталось ему два аршина – на могилу!».
 
В своей статье «Царю и его помощникам», написанной в 1881 году, где речь идёт о карательных мерах правительства после убийства Александра II, Толстой призывает власти: «Во-первых: уравнять крестьян во всех правах;  во-вторых:  уничтожить бессмысленное, ни на что не нужное позорное телесное наказание; в-третьих: отменить смертную казнь, составляющее  величайшее, запрещённое Богом и совестью человека преступление;  в-четвёртых: уничтожить все преграды к образованию, воспитанию и преподаванию, в-пятых: отменить вмешательство власти в дела веры, которое производит вреднейший, и потому худший, обличаемый Христом порок –  лицемерие».
 
В «Обращении к царю» он говорит: «Не может быть, чтобы в обществе людей, связанных между собой, было бы хорошо одним, а другим худо. В особенности, когда  худо – составляет большинство народа. Хорошо же всем может быть только тогда, когда  хорошо самому сильному трудящемуся большинству, на котором держится  всё общество».  
 
В 1903 году в России шла перепись населения, Толстой решил принять участие и переписать бедных и голодных с целью оказания им материальной помощи. Кто идеализирует царское самодержавие, пусть почитает впечатления Толстого от его хождения в народ при переписи населения  в Москве в районе Хитрова рынка. То, что  увидел писатель, глубоко потрясло его: «При виде этого голода, холода и унижений тысячи людей я не умом, не сердцем, а всем существом понял существование десятков тысяч таких людей в Москве – тогда, когда другие объедаются филеями и осетриной, покрывают лошадей сукнами и коврами, –  это есть преступление, постоянно совершающееся».
 
Толстой в своих публицистических трудах поднимает злободневные для общества вопросы и даёт на них исчерпывающие ответы. Так, о жизни своих современников он говорил следующее: «Что же вы делаете, на что кладёте свои душевные силы? Кого любите? Ваша жена, ваш ребёнок? Но ведь это не любовь. Любовь жены, детей – это не человеческая  любовь. Так и сильнее любят животные. Человеческая любовь – это любовь ко всякому человеку, как сыну божьему, и потому брату». 
 
В конце XIX-го – начале ХХ-го в.в. во многих европейских странах шла борьба за предоставление прав и свобод всем гражданам, за право свободно избирать и быть избранным. Это движение начиналось и в России. Особенно этого добивались  либеральные круги российского общества. Толстой по этому поводу высказался следующим образом, отметив, что не знает никого подлее русских либералов: «Ругают правительство за все его поступки, а как только позовут – надевают мундир и в том же правительстве просят место». 
 
За эти и другие крамольные мысли, высказанные публично, многие называли  писателя  революционером. В.И.Ленин назвал его «Зеркалом русской  революции», а сын Толстого, Лев Львович, отметил, что его отец сделал для революции в России не меньше, чем Руссо во Франции.
 
О величайшем авторитете Толстого как мыслителя говорят слова прогрессивного писателя  конца XIX-го – начала ХХ-го в.в. А.Суворина: «Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее?  Николай II ничего не может сделать  с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно,  колеблет трон Николая и его династии».
 
Но, несмотря на протестные публикации, на призывы к царскому правительству опомниться, Толстой не был революционером, не был он и прогрессивным  политическим деятелем. Он решительно отвергал насильственный путь свержения существующего  строя. Для него «единственным  средством» освобождения народа является духовное возрождение человека. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Л.Толстого. В статье «Не могу молчать» он призывает всех одуматься и жить для людей, и только тогда наступит всеобщее благоденствие.   
 
Несмотря на то, что со времени жизни истинного выразителя земли русской прошло полтора века, его мысли и поступки по-прежнему поражают людей и остаются актуальными и в наше время.
 
                                        Николай ФАЛЬКО
 
Категория: 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники