Конструктор лучшего среднего танка Второй мировой войны

Михаил Ильич Кошкин3 декабря исполнилось 120 лет со дня рождения выдаю-щегося советского конструктора в области танкостроения М.И.Кошкина, создавшего вместе с А.А.Моро-зовым и Н.А.Кучеренко знаменитый средний танк Т-34.
Михаил Ильич Кошкин родился 21 ноября по старому стилю 1898г. в селе Брынчали (ныне Переславского района Ярославской области) в крестьянской семье. Его семья бедствовала, и он, окончив в 10-летнем возрасте три класса церковно-приходской школы, уехал на заработки в Москву, где работал на кондитерской фабрике. 

В начале 1917г. 18-летний Михаил Кошкин был призван в царскую армию, в составе которой служил на Западном фронте. После победы советской власти в Москве он был демобилизован из старой армии и вернулся в родные края. Но мирная передышка была недолгой. Уже через год, в апреле 1918г., Михаил Кошкин ушёл добровольцем в советскую армию. Три с лишним года он участвовал в боевых действиях против белогвардейцев и иностранных интервентов в составе железнодорожного батальона РККА.
 
По окончании гражданской войны летом 1921г. Кошкин был направлен на учёбу на военно-политические курсы в Харькове, которые он окончил с отличием. После курсов его командировали в Коммунистический университет им.Я.М.Свердлова в Москве. Во время учёбы в Комвузе Михаил Ильич познакомился с С.М.Кировым и Г.К.Орджиникидзе.
По окончании университета Кошкина направили в Вятку (ныне г.Киров), где он служил на различных руководящих должностях. И хотя его могла ожидать блестящая карьера партийного работника, в 1929г. он написал письмо С.М.Кирову с просьбой оказать ему содействие в получении технического образования.
 
В том же году он был зачислен в Ленинградский технологический институт. Однако профильное обучение в нём ему показалось неинтересным, и он добился перевода на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института. Успешно пройдя 5-летний курс обучения в Ленинградском политехническом институте, Михаил Кошкин защитил диплом инженера по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов». За время обучения он спроектировал коробку переменных передач, которую было решено установить на колёсно-гусеничный танк Т-29.
 
По окончании в 1934г. института М.И.Кошкин в течение двух с половиной последующих лет работал в Конструкторском бюро Ленинградского завода им.С.М.Кирова. Начиная работу в должности рядового конструктора, он скоро стал заместителем начальника КБ. В это время там велись работы над танками Т-29 и Т-46-1, за успешное выполнение которых 11 апреля 1935г. М.И.Кошкин в числе других конструкторов был награждён орденом Красной Звезды.
 
В 1936г. был подписан приказ о назначении М.И.Кошкина на должность руководителя танкового конструкторского бюро (КБ-190) Харьковского завода им.Коминтерна (№183). С 1937г. на Харьковском заводе им.Коминтерна главный конструктор М.И.Кошкин возглавил работы по совершенствованию легкого колёсно-гусеничного танка БТ-7, которые завершились успешно.
С мая 1938г. началась работа над колёсно-гусеничным танком А-20 и схожим, но лучше бронированным, танком А-32 на гусеничном ходу. К концу 1938г. проекты танков были утверждены, и было дано разрешение на постройку опытных образцов.
 
К середине 1939г. образцы были изготовлены. В ходе испытаний оба образца показали практически равноценные результаты, но трудоёмкость изготовления танка А-20 была примерно вдвое больше, чем танка А-32. А в августе 1939г. на  заседании Главного Военного совета было принято решение впредь отказаться от колёсно-гусеничного движителя как сложного и ненадёжного.
В декабре 1939г. Комитет обороны СССР принял решение об изготовлении разработанного конструкторами М.И.Кошкиным, А.А.Морозовым и Н.А.Кучеренко среднего танка Т-34, являвшегося более тяжёлой и усовершенствованной версией опытного танка А-32. 
 
В марте 1940г. два опытных танка Т-34 (А-34) вместе с М.И.Кошкиным совершили пробег по маршруту Харьков-Москва, преодолев 750 км в условиях бездорожья и снежных заносов, и показали хорошие результаты. 17 марта М.И.Кошкин представил эти танки руководителям партии и правительства. Результатом показа танков стала рекомендация руководителей страны к немедленному производству танка Т-34. 31 марта 1940г. было принято решение на государственном уровне о начале выпуска новых танков Т-34 для вооружения Красной Армии.
 
К середине 1940г. из цеха Харьковского завода вышли первые танки. К началу Великой Отечественной войны было выпущено 1225 танков Т-34. Танк Т-34 был признан лучшим танком периода Второй мировой войны.
 
Пробег опытных танков Т-34 Харьков-Москва-Харьков подорвал здоровье М.И.Кошкина. Простуда и переутомление привели к пневмонии. Михаил Ильич был направлен на лечение в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где скончался 26 сентября 1940г.
 
М.И.Кошкин, кроме ордена Красной Звезды (1935г.), был посмертно удостоен за разработку танка Т-34 Сталинской премии (10 апреля 1942г.). Указом Президиума СССР №824 от 9 октября 1990г. он посмертно был удостоен звания Героя Социалистического Труда, с вручение семье Золотой Звезды «Серп и молот» и ордена Ленина.
 
Г.Н.Рыжонок, 
полковник в отставке, 
член СЖ России
Категория: 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники