Морские лётчики в боях за Великий Октябрь и Советскую власть

Морские лётчики в боях за Великий Октябрь и Советскую власть
В преддверие 100-летия победы Великой Октябрьской социалистической революции, Советской власти и российского пролетариата, под руководством Российской Коммунистической партии (большевиков) РКП(б), возглавляемой Владимиром Ильичом Лениным, невольно вспоминаются его слова: «Всякая революция лишь тогда что-нибудь стоит, если она умеет защищаться».
 
И созданное 8 ноября 1917 года первое пролетарское правительство –  Совет Народных Комиссаров (СНК), председателем которого был избран В.И.Ленин, на протяжении всех лет СССР делало всё, чтобы Красная Армия, Вооружённые силы великой Советской страны надёжно обеспечивали защиту социалистического Отечества. Доказательством этого стало морально-политическое единство советского народа, воспитание высоких морально-боевых качеств военнослужащих Советской России, победа Красной Армии в годы Гражданской войны 1918-1920 годов и в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах, где она стала легендарной и непобедимой.
И понимая, что для защиты Великого Октября нужно срочное формирование армии, флота и авиации, СНК уже 28 ноября 1917 года принимает решение о создании Управления морской авиации (УМА), а затем Наркомата по морским делам Советской России. Комиссаром УМА стал А.П.Онуфриев, прославившийся в боях с австро-германскими войсками в Первую мировую войну. Он также стал после Гражданской войны одним из организаторов создания авиации ВМФ СССР на основании принятых Декретов «Об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) и Рабоче-крестьянского Красного флота» (РККФ) от 11 февраля этого года. Начал активно формировать Воздушные Красные отряды из пилотов, признавших Великую Октябрьскую социалистическую революцию, из Черноморской Воздушной дивизии (командир Б.Дуров) и Балтийской авиадивизии (командир М.Федерович), морские лётчики которых имели большой опыт боевых действий как по кораблям, судам, так и по наземным войскам и военным объектам Германии.
 
Из первых авиационных отрядов создавались и авиационные дивизионы. Так, для поддержки Красной Армии в защите Революции и Советской России их было создано 66 (на Черноморском флоте – 19). В последующем на базе их и количества аэропланов и «летающих лодок» Д.Григоровича и И.Сикорского: М-5, М-9, С-5а, – были созданы воздушные бригады и флотилии, командирами которых стали уже проверенные в боях с белой гвардией: Волжско-Каспийская бригада –  Столяров, Днепровская – Филин, Одесская – Горковец, Аральского воздушного отряда – Свинарев.
 
Мужественно сражались красные пилоты на всех 12-и фронтах Гражданской войны, поддерживая Красную Армию в борьбе с контрреволюцией и Белой гвардией, войсками Центральной рады, Петлюрой, Деникиным на Украине, в разгроме войск Колчака на восточном фронте. Били врагов Октябрьской революции при обороне Петрограда, Царицына, Астрахани. В 1920 году морские лётчики участвовали в наступательных операциях Юго-Западного фронта (командующий А.И.Егоров) и Южного фронта (командующий М.В.Фрунзе), освобождая войсками Красной Армии Юг Украины, Одессу, Николаев, Крым и Севастополь. Но окончанием трёхлетней Гражданской войны стала Перекопско-Чонгарская Крымская операция, проведённая Южным фронтом в октябре-ноябре 1920 года. Выдающий полководец, командующий Южным фронтом М.В.Фрунзе привлёк черноморских лётчиков и лётчиков Волжско-Каспийской воздушной бригады, Аральского воздушного отряда, ряда авиагрупп в поддержку 15-й и 52-й стрелковых дивизий, форсирующих Сиваш, 51-й и 30-й стрелковых дивизий, штурмовавших Турецкий вал и освобождавших от войск барона Врангеля города Крыма.
 
М.В.Фрунзе также поставил задачу морским лётчикам на «летающих лодках» ослабить артудары с кораблей-крейсеров: «Кагул», «Адмирал Корнилов», находящихся в Чёрном море в районе Тендровской косы, и плавсредств противника. Черноморские лётчики бомбовыми ударами по плавсредствам, в том числе по крейсерам, атаковали и повредили их и ещё 6 кораблей и судов. Задача была выполнена. Красная Армия, поддержанная черноморскими лётчиками, 15 ноября 1920 года освободила Севастополь от Белой гвардии, а 16 ноября знамя Октябрьской революции было установлено над Керчью. М.В.Фрунзе телеграфировал председателю СНК В.И.Ленину: «Керчь освобождена. Южный фронт ликвидирован». С позором сбежал барон Врангель из Крыма, уведя за границу с российской буржуазной элитой почти весь Черноморский флот.
 
Итогом боевых действий черноморских лётчиков в Крымской операции стало: сброшено по наземным и морским целям врага 650 пудов бомб при налёте красных пилотов (1300 часов).
 
Признанными асами в боях за Севастополь стали: Иосиф Свинарев, Борис Глаголев, Пётр Полозенко, Ефим Кошелев, Станислав Столяровский.
 
С освобождением Крыма от войск барона Врангеля и интервентов Гражданская война закончилась победой Советской России. Красная Армия стала легендарной и непобедимой. Вот вклад в победу, вклад в защиту Советской власти, в поддержку Красной Армии красных морских лётчиков и высокая оценка СНК их боевой деятельности: было сброшено по Белой гвардии, интервентам Антанты четырнадцати государств, по врагам Октябрьской революции 94000 бомб и выполнено 20 тысяч боевых вылетов, 219 асов морской авиации стали кавалерами высшего в то время ордена Красного Знамени, пять из них были награждены трижды.
 
Вот они, асы-герои молодой Советской Республики: С.Знаменский, В.Лавров, А.Онуфриев, С.Столяров, Я.Нагурский. 
 
После Гражданской войны морская авиация прошла своё историческое развитие и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. стала одной из главных ударных сил на море. Вот вклад авиации ВМФ в Победу над фашизмом: она воспитала 259 Героев Советского Союза, пятеро из них стали Дважды кавалерами Золотой Звезды. Это Борис Сафонов, Василий Раков, Нельсон Степанян, Николай Челноков и Алексей Мазуренко.
 
Морские лётчики доблестно защищали Советскую власть и Великую Октябрьскую социалистическую революцию.
 
Юрий Зверев,
генерал-майор авиации в отставке,
заслуженный военный 
 
Категория: 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники