Общественный транспорт Севастополя

C  каждым  днём в Севастополе жить становится всё дороже.  Повышаются цены на всё: продукты питания, овощи, фрукты, медикаменты, предметы домашнего обихода, бытовые приборы, электронику, недвижимость, коммунальные и социальные услуги, а также  на проезд в городском общественном транспорте. В Севастополе действуют 4 вида общественного транспорта: троллейбус, автобус, маршрутка (здесь её называют «топиком») и катер. Сегодня количество маршрутов выросло до 143, из которых 33 работают по регулируемому тарифу, остальные – коммерческие, работающие по нерегулируемым тарифам. В связи с тем, что некоторые маршруты дублируют друг друга – где частично, а где полностью, есть предложение местной власти сократить количество маршрутов до 103 (из них 17 троллейбусных), но при этом увеличить их протяжённость. Все эти маршруты обслуживают 13 транспортных предприятий:  ГУП «Севэлектроавтотранс» и 12 автотранспортных организаций, ежегодно разыгрывающих между собой тендер на право работы на том или другом маршруте. Однако общая схема городских пассажирских перевозок годами не меняется.C  каждым  днём в Севастополе жить становится всё дороже.  Повышаются цены на всё: продукты питания, овощи, фрукты, медикаменты, предметы домашнего обихода, бытовые приборы, электронику, недвижимость, коммунальные и социальные услуги, а также  на проезд в городском общественном транспорте. В Севастополе действуют 4 вида общественного транспорта: троллейбус, автобус, маршрутка (здесь её называют «топиком») и катер. Сегодня количество маршрутов выросло до 143, из которых 33 работают по регулируемому тарифу, остальные – коммерческие, работающие по нерегулируемым тарифам. В связи с тем, что некоторые маршруты дублируют друг друга – где частично, а где полностью, есть предложение местной власти сократить количество маршрутов до 103 (из них 17 троллейбусных), но при этом увеличить их протяжённость. Все эти маршруты обслуживают 13 транспортных предприятий:  ГУП «Севэлектроавтотранс» и 12 автотранспортных организаций, ежегодно разыгрывающих между собой тендер на право работы на том или другом маршруте. Однако общая схема городских пассажирских перевозок годами не меняется.

 
Парк транспортных средств сегодня составляет 1436 единиц, из которых более половины машин изношены и имеют низкий экологический класс. Следует заметить, что экология севастопольских улиц совершенно не соответствует требованиям ГЭЭ и санитарно-эпидемиологического надзора (на остановках невозможно стоять – при отсутствии ветра задыхаешься от выхлопных газов). В вечернее время, после 18-00 часов, на некоторых маршрутах (42, 62, 77, 94, 112, 400 и других ) приходится ждать транспорт более 30 минут, что отрицательно сказывается на здоровье и благополучии пассажиров. По информации Управления транспортной инфраструктуры, над проектом оптимизации движения пассажирского автотранспорта в Севастополе сейчас работают специалисты Московского научно-исследовательского института автомобильного транспорта.  Но их схема организации движения будет опробована только в феврале-марте 2018 г.
 
Всё-таки наиболее больным вопросом для севастопольцев является  стоимость проезда, особенно для жителей пригородных районов сельской зоны. Последнее повышение тарифов на проезд в городском общественном транспорте произошло весной текущего года. Так, ГУП «Севэлектроавтотранс» сначала повысил стоимость проезда до 15 руб. Когда город предоставил им хорошую компенсацию за льготников (ежегодно ГУП получает около 500 млн. руб. из городского бюджета), то они закрепились на 12 руб. Маршрутки установили тариф 18 – 20 руб. Но на некоторых маршрутах стоимость проезда осталась 15 руб.  
 
 Согласно решению Заксобрания, в Севастополе установлена 41 категория льготников. Для них в городе выделен социальный транспорт.  Полностью социальным является севастопольский троллейбус, так как это государственное предприятие. Гораздо сложнее с коммерческими автоперевозчиками, работающими по нерегулируемым тарифам. Для них льготники крайне невыгодны. При этом некоторые водители вообще игнорируют льготную категорию граждан – не предоставляют им места, закреплённые во многих маршрутных автобусах (два места для наиболее значимых категорий пенсионеров). Водители стремятся как можно больше заработать, используя для этого любые средства. Конфликты между льготниками и водителями иногда доходят до полного абсурда. 
 
15 июня текущего года я стал свидетелем инцидента, произошедшего в автобусе 37-го маршрута ООО «Севтранстреста», отправившегося в 10-00 часов из с.Передового в Севастополь. Как оказалось, здесь пассажиры льготной категории вместе с пенсионным удостоверением должны были предъявлять копию паспорта. У одной из пенсионерок такая копия отсутствовала (не знала, что это обязательно). Тогда водитель потребовал, чтобы она оплатила проезд. Такая реакция водителя была бы уместна, если  бы это происходило на конечной остановке в с.Передовом. Но он устроил проверку документов на остановке в с.Орлином через 10 км. от начального пункта.  К несчастью, у женщины не оказалось 50-ти рублей на проезд.  Она позвонила мужу в Севастополь и договорилась о том, что он на автостанцию 5-го км. привезёт деньги. Это не устроило водителя, и он потребовал, чтобы она вышла в Орлином. При этом он задержал автобус. Возмущённые пассажиры стали высказываться в защиту женщины, но нашлись и такие, которые поддержали водителя. Продолжавшаяся минут 20 перепалка закончилась тем, что один молодой человек оплатил проезд этой женщины.  Только после этого автобус продолжил движение по маршруту.  На автостанции 5-го км. муж этой женщины вернул деньги за проезд молодому человеку. Спасибо этому парню – ещё находятся в наше  время  неравнодушные люди. Поведение водителя, да и тех, кто выступил в его защиту, лично меня шокировало. Мало ли по какой причине у человека может не оказаться денег или возникнет какая-то форс-мажорная ситуация?  Видимо, по мнению этих людей, такого человека можно бросить посередине дороги  или выпихнуть «пинком» из автобуса! 
 
К сожалению, этот случай не единичный… Пенсионеры  рассказывали,   что были свидетелями, когда из старика водитель просто «выбивал» плату за поезд, осыпая его оскорблениями, несмотря на то, что льготный  проезд ему  был положен. Возможно, некоторые читатели обвинят меня в «ностальгии». Здесь я хочу вспомнить спокойные 60-70-е годы прошлого столетия. Тогда среди водителей существовал неписанный закон – подвозить одиноких пассажиров по пути следования автомашины. Водители, работавшие на строительстве газовых магистралей в Мордовии, Чувашии, Казахстане и других  регионах, подвозили местных жителей бесплатно на расстояние 30 и 40 км. Если кто нарушал шофёрский закон, то подвергался осуждению  своих  коллег. Скептики скажут, мол, тогда времена были  другими… 
 
Хочу заметить, что доброта, внимательность, отзывчивость, а вместе с тем совесть, честность и достоинство  во все времена должны оставаться на высоте. Какая уж здесь «ностальгия»!  В капиталистическом мире, в котором мы сейчас живём, эти человеческие качества вытеснил финансовый ажиотаж.  Автомобилисты хорошо приспособились к современному моменту. Для них появилась возможность больше зарабатывать, ведь колёса делают деньги.  Они не только зарабатывают, а просто «рвут» пассажиров друг у друга. Иногда маршрутки «набивают» так, что в проходах салона невозможно стоять. А это прямое нарушение безопасности перевозки пассажиров и Правил дорожного движения.
 
12 ноября я стал свидетелем разборок между автоперевозчиками на балаклавских маршрутах. Водитель 94-го маршрута выехал на 2 минуты раньше своего графика. Тогда водители 9-го маршрута, дублирующие 94-ый до 5-го км., отправили в погоню за ним сразу две машины. Сначала они пытались вернуть 94-ую маршрутку на исходную позицию, а когда шофёр отказался, то стали блокировать машину (один сзади, другой спереди), не обращая внимания на наличие пассажиров  во всех автобусах. Этот террор продолжался  до 10-го км. Севастопольские перевозчики совершенно не заботятся об улучшении качества и комфортности пассажирских перевозок, а больше радеют за свой «кошелёк».
 
Когда Губернатор Севастополя принял решение перевести с 1 января 2018г. всю маршрутную сеть города на регулируемый тариф, то сразу из стана перевозчиков посыпались возгласы недовольства этим решением. В этом случае в автобусах и «топиках» устанавливается единый тариф – 15 руб. по городу,  а в пригороде – 1,5 руб. за пассажиро-километр. Председатель Союза транспортных компаний города Виктор Рыков прямо заявил о своём несогласии с указанием Губернатора, мотивируя это массой разных причин.  Анализ этих причин сводится к тому, что при переходе на регулируемый тариф нарушается «колёсный бизнес». Именно здесь интересы перевозчиков и города расходятся. 
 
Но и в новых условиях стоимость проезда для жителей сельской зоны (пригородной) остаётся высокой. Сегодня проезд в автобусе Севастополь – с.Передовое  стоит 50 руб., в маршрутке  70 – 100 руб. В соответствии с новым тарифом проезд будет 58,50 руб. (1,50х39 км.) на всех видах автотранспорта. На наиболее протяжённом маршруте Северной стороны – 42-м, пос. Андреевка – пл. Захарова в настоящее время проезд в льготном автобусе – 39 руб., в коммерческом – 65 руб.  При  введении новых  тарифов проезд снизится до 45 руб. (1,50х30 км.). Для тех жителей, кто ездит  в город один-два раза в неделю, особых проблем нет. Но для тех, кто вынужден ездить ежедневно на работу, проезд будет дорогим. Поэтому для жителей отдалённых сельских районов необходимо установить такой тариф на проезд, который устроил бы всех: и пассажиров, и перевозчиков. А это  возможно сделать лишь тогда, когда перевозчики проникнутся уважением и вниманием к своим клиентам, не будут рассматривать их как источник заработка. Далеко не все они понимают, что являются обслуживающим звеном в социальной сфере города. Предоставляя свои услуги, перевозчик обязан позаботиться о комфорте и удобствах пассажиров. Следовательно, необходима оптимизация городской  автотранспортной сети, а то получается: на одних маршрутах густо, а на других пусто. Давно назрел вопрос  о едином тарифе на проезд в общественном транспорте. И до сих пор не решены проблемы транспорта пригородной и сельской зоны Севастополя. Вопросов к перевозчикам много, но решаются они медленно и тяжело. Правительству города надо уделять больше внимания работе городского общественного транспорта.
 
                              Владимир  КРУТЬ 
 
Категория: 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники