Опера в Херсонесе: ничего личного, просто бизнес

Наверное, надо радоваться, что у нас в Севастополе работает принцип «культура в массы -  деньги в кассу». Можно предположить, что рубли рекой потекли после того, как на территории заповедника Херсонес Таврический состоялся фестиваль оперы.
 
За-по-вед-ник! Интересно, кто-нибудь из культурного севастопольского ведомства знает значение этого слова?
 
Заповедник – это неприкосновенный участок земли или водного пространства, где сохраняются и оберегаются редкие виды животных, растений, минералов, культурно-исторические памятники и т.п.
Кроме того, на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.
Эти прописные истины не помешали руководству Херсонеса соорудить громоздкие конструкции прямо на территории музея, где простому смертному, кроме как созерцание, любое другое действие запрещено.
Прикасаться к этой священной земле могут только специально обученные люди, имеющие для этого соответствующую квалификацию.
 
До нынешнего руководства музеем так и было. Научные сотрудники вели плановые разработки нетронутых пластов древней цивилизации, предвкушая дальнейшие открытия.
Изучив вопрос, связанный с отношением нынешней российской власти к подобным объектам, вырисовывается нездоровая тенденция потребительского отношению к объектам культурно-исторического наследия.
 
Бывший министр природы Виктор Данилов-Данильян в 2014 году раскритиковал принятые поправки в закон «Об особо охраняемых природных территориях», которые разрешают понижать статус заповедников до нацпарков. Во время его работы в министерстве, а затем в Госкомитете по охране окружающей среды было основано 24 заповедника, в последующие годы — только два.
В интервью «Газете.Ru» сложившуюся ситуацию экс-министр назвал преступлением против природы.
 
«Таких преступлений в нашей стране совершается много. К сожалению, они не регистрируются как преступления ни судами, ни следователями, ни прокуратурой, ни общественностью, за исключением совсем ничтожного количества экологических групп, которые пытаются за что-то бороться. Но сейчас, когда государство совершенно не интересуется охраной окружающей среды и судьбой страны, эти усилия не только пропадают даром, они приносят вред тем людям, которые их предпринимают. Их преследуют, как Экологическую вахту по Северному Кавказу — героическую, на мой взгляд, группу, которая борется за местные заповедники», - заявил он.
 
Кроме того, раньше директором заповедника никогда бы не стал человек, далёкий от научной работы. А сейчас это стало тенденцией.
 
Статус нацпарка в отличие от заповедника разрешает брать плату за посещение его туристами. Поэтому хозяйственники стали более востребованы на таких руководящих постах, для них главное – извлечение прибыли.
 
Херсонес Таврический не является национальным парком, следовательно, плату за его посещение взимать запрещено законом.
Но хозяйственные мозги руководства музеем усохнут, если не будут считать прибыль.
 
Баснословные цены на билеты, за которые платили в основном приезжие, пойдут, скорее всего, на благие цели, если не разворуют, как это часто бывает в последнее время.
Если учесть, что любая хозяйственная деятельность вообще запрещена на территориях заповедников Российской Федерации, то такой массовый отъём денег у граждан (культуру в массы – деньги в кассу) вызывает определённые вопросы у граждан, но не у правоохранительных органов и руководства городом – им сейчас важнее «кошмарить» торговые центры.
К слову также мнимая забота об артефактах, которую демонстрирует руководство заповедника, запрещая гражданам купаться в прибрежных водах Херсонеса.
Коммерческая хватка нынешних руководителей городом перекрывает все возможные каналы извлечения прибыли – вдруг какой-нибудь ныряльщик найдет сокровище на дне моря и не сообщит об этом государству…
 
Фестиваль оперы в Херсонесе посетили первые лица государства и остались очень довольны. Наверное, надо радоваться и гордиться, что «окультуривание» происходит на таком высоком уровне.
Однако, у горожан накопились проблемы, не совместимые с предлагаемой культурной программой.
Во-первых, у них нет денег на билет за 3-5 тысяч рублей.
 
Во-вторых, пора собирать детей в школу, а это всегда дорого и хлопотно.
В-третьих, их там просто никто не ждёт, они прекрасно осознают, что создаётся очередная картинка «всеобщего ликования».
Что касается оперного искусства, то в России действительно не хватает оперных театров и популяризации классических видов искусства.
Насаждаемая широким массам российских граждан субкультура отпетых матершинников типа Шнура, чьи вопли не подвергаются цензуре – реальный показатель отношения деятелей от культурного ведомства России к своему народу.
 
Просто интересно взглянуть на какого-нибудь напыщенного чиновника, который объясняет своему собственному чаду,  почему взрослый дяденька орёт на всю страну всякую непотребщину.
Думаю, что русский народ гораздо мудрее сегодняшних правителей, с которыми уже никто давно не говорил по душам, и не резал «правду-матку», боязно…
Моя самая любимая опера «Борис Годунов», которую написал величайший русский композитор Модест Петрович Мусоргский.
 
За основу оперы была взята драма гениального поэта Александра Сергеевича Пушкина, с потрясающей силой раскрывшего события семнадцатого столетия, периода так называемого смутного времени, когда за русский престол шла война между боярами и Ватиканом, стремившемся путём интриг закрепить власть над Россией через своего ставленника Лжедимидрия – беглого монастырского послушника Григория.
Композитор сосредотачивает внимание на существовавших противоречиях между царём и народом. Показывает, что народ – это огромная, самостоятельная действующая сила, имеющая своё отношение к происходящим на Руси событиям борьбы за русский престол.
 
 В образном прочтении пушкинской драмы делается упор, с одной стороны, на раскрытии трагедии человека, добившегося высшей власти путём убийства, а с другой – на показ непринятия угнетаемыми народными массами этой незаконной власти.
 
Впервые образ русского народа так ярко зазвучал на оперной сцене, где в результате чуткого осмысления композитором, основным лейтмотивом хоровых сцен стали русские народные песни.
Думаю, что глубинные пласты русской культуры, где творили выдающиеся мастера, оставившие после себя интеллектуальное наследия мирового уровня, не дадут этой меркантильной коросте разрушить основы русского духовного достояния.
 
Единственным периодом, когда русская культура была действительно массовой и общедоступной, является советская эпоха. Ни до нее, когда она была привилегией элиты и признаком кастового превосходства, ни тем более после, когда из миросозерцания людей выхолащиваются духовные ценности, культура не играла той созидательной роли, какой была наделена в период с 1917 по 1991 год.
Об этом нужно помнить всегда, когда речь заходит о культуре и её кризисе в современной России.
 
Возрождение культуры возможно только при условии смены курса с капиталистического на социалистический.
 
          Лариса КУЗИНА
 
Категория: 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники