«Потомству в пример»

Во время Русско-турецкой войны 14 мая 1829г. (186 лет назад) у берегов Турции бриг «Меркурий» неожиданно встретился с двумя турецкими кораблями, которые пустились вдогонку за бригом. Его командир капитан-лейтенант А.И.Казарский решил вступить в неравный бой и в случае необходимости взорваться с одним из неприятельских кораблей. Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг «Меркурий» нанёс такие повреждения неприятельским кораблям, что после почти четырёхчасового боя они прекратили преследование. А «Меркурий», израненный, но не побеждённый, своим ходом ушёл навстречу эскадре русских кораблей. Подвиг брига вызвал не только всеобщее восхищение соотечественников, но и признание противником морского превосходства русских моряков.На очередном собрании партийной организации «Госслужащие» одним из вопросов повестки дня была информация о пребывании в Севастополе с официальным визитом делегации депутатов Государственной Думы РФ, представителей четырёх фракций, представленных в ГД РФ. Возглавлял делегацию Председатель Центрального комитета КПРФ Геннадий Зюганов.

 
Одним из значимых моментов рабочего визита стала церемония открытия закладного камня в основании будущего памятника князю Григорию Александровичу Потёмкину-Таврическому, видному русскому государственному деятелю – одному из основателей Севастополя. Выступавшие на партийном собрании, как и тысячи севастопольцев, собравшихся на площади Приморского бульвара, поддержали идею установки памятника в Севастополе и сбора средств для этого.
 
Выступая по этой теме, я напомнил присутствующим на собрании, что первым памятником в нашем городе был установленный на тогдашнем Мичманском (Матросском) бульваре с лаконичным названием «Казарскому. Потомству в пример». Историки склонны считать, что эти слова принадлежат императору Николаю I.
 
С разрешения императора и по заказу М.П.Лазарева проект памятника А.И.Казарскому разработал архитектор Александр Павлович Брюллов. Строительство первого памятника на севастопольской земле было завершено в 1839г. Он посвящён героическому подвигу – битве брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями.
 
Бриг «Меркурий» был построен в 1820г. Он один из первых такого класса парусных кораблей в тогдашнем развивающемся морском адмиралтействе в Севастополе. «Меркурий» назван именем древнегреческого бога торговли, покровителя путешественников. Это быстроходный двухмачтовый корабль с прямыми и косым кормовым парусами, который имел весьма скромные размеры (длина – 29,5м., ширина – 9,4м., осадка – 2,8м., вооружение – 20 пушек, экипаж – 116 человек) и предназначался для разведывательной и посыльной служб. Во время Русско-турецкой войны 14 мая 1829г. (186 лет назад) у берегов Турции бриг «Меркурий» неожиданно встретился с двумя турецкими кораблями, которые пустились вдогонку за бригом. Его командир капитан-лейтенант А.И.Казарский решил вступить в неравный бой и в случае необходимости взорваться с одним из неприятельских кораблей.
 
Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг «Меркурий» нанёс такие повреждения неприятельским кораблям, что после почти четырёхчасового боя они прекратили преследование. А «Меркурий», израненный, но не побеждённый, своим ходом ушёл навстречу эскадре русских кораблей. Подвиг брига вызвал не только всеобщее восхищение соотечественников, но и признание противником морского превосходства русских моряков.
 
Один из турецких штурманов, участник боя, писал впоследствии: «Произошло дело неслыханное: мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя со всем искусством опытного боевого капитана до того, что  (стыдно сознаться) мы прекратили сражение, а он со славой продолжал свой путь. Если в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все иные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг – «Меркурий».
За этот беспримерный в истории бой весь личный состав брига получил боевые награды, а корабль – высшую награду – кормовой Георгиевский флаг. Одновременно было постановлено, что в составе ЧФ должен постоянно находиться корабль с названием «Меркурий». Подвигу брига «Меркурий» посвятил свои неповторимые картины замечательный русский художник И.К.Айвазовский: «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» (на фото), «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами». Также он изобразил памятник А.И.Казарскому на картине «Вид на Севастопольскую бухту».
 
В 70-х годах прошлого века в дивизионе гидрографических судов ЧФ уже много лет находилось гидрографическое судно (ГиСу) «Память Меркурия». В 1973 году мне выпала честь в составе экипажа ГиСу «Память Меркурия» принимать участие в гидрографической экспедиции в Чёрном, Средиземном морях и в центральной Атлантике. Севастопольская правдаГиСу «Память Меркурия» было построено в тогдашней Польской Народной Республике под наблюдением Военно-Морского Регистра Союза, имело достаточно прочный корпус с «ледовым поясом», мощную силовую установку и много лет успешно выполняло свойственные такому классу судов работы в любых погодных условиях.
 
Но после развала СССР и сплошного раздела ЧФ ГиСу «Память Меркурия» попало в руки коммерсантов-«челночников».
 
В одном из переходов из Стамбула в Евпаторию в связи с неправильной загрузкой ГиСу «Память Меркурия» в штормовую погоду перевернулось и затонуло на большой глубине. Не обошлось и без человеческих жертв.
 
На основании сказанного я посоветовался с присутствующими на собрании о том, чтобы  просить редакцию газеты «Севастопольская правда» о возможности на страницах газеты обратиться к общественности города с вопросом по необходимости иметь в составе ЧФ корабль с названием «Меркурий».
 
Возможен следующий вариант: параллельно со сбором средств на памятник князю Г.А.Потёмкину организовать сбор средств на частичную помощь для постройки нового корабля или переименование уже действующего.
 
Наличие в составе ЧФ корабля с названием «Меркурий» являлось бы большим стимулом в патриотическом воспитании нашей молодёжи.
 
Возникла также идея приёма на службу и мореходную практику на такой корабль на конкурсной основе лучших выпускников школ, училищ, всех желающих посвятить свою жизнь морской службе и продлить эстафету  героической летописи наших предков.
                              Борис Мацков,
                                        ветеран труда
Севастопольская правда В Контакте
 
 
 
 
 
При использовании информационных материалов прямая активная ссылка на официальный веб-сайт "Севастопольской правдыhttp://sev-pravda.ru обязательна 
 
Категория: 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники