«Преодолеть пространство и простор»

Выдающаяся советская лётчица П.Д.Осипенко за два года совершила ряд дальних перелётов и установила пять мировых женских авиационных рекордов. 8 октября исполнилось 110 лет со дня её рождения.

Выдающаяся советская лётчица П.Д.Осипенко за два года совершила ряд дальних перелётов и установила пять мировых женских авиационных рекордов. 8 октября исполнилось 110 лет со дня её рождения.

Полина Денисовна Осипенко родилась в семье крестьянина-бедняка в селе Ново-Спасовка Бердянского уезда Таврической губернии (ныне с.Осипенко Бердянского района Запорожской области) 25 сентября 1907г. (ст.ст.). В годы коллективизации девушка окончила курсы птицеводов и заведовала птицефермой в колхозе.
 
Но её ждала другая судьба. В 1928 году близ Ново-Спасовки совершил посадку учебный самолёт. Больше всего Полину поразило то, что в экипаже была женщина. Молодая колхозница твёрдо решила научиться летать.
 
Первая попытка поступить в Качинскую военную авиашколу лётчиков не увенчалась успехом. Вскоре с большим трудом, преодолев все преграды, она добилась зачисления курсантом в авиационную школу. В 1932г. Полина окончила Качинскую военную авиашколу лётчиков под Севастополем, получив звание военного лётчика (военлёта). В том же году Осипенко стала членом Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). 
 
По окончании школы пилотов служила в истребительной авиации. Стала командиром авиа-звена. Молодая волевая лётчица стала увлекаться высотными полётами. 
 
Летом 1937г. Полина Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. А в 1938г. Полина Осипенко в качестве командира экипажа вместе со вторым пилотом Валентиной Ломако и штурманом Мариной Расковой возглавила дальний беспосадочный перелёт по маршруту Севастополь – Архангельск. В том дальнем беспосадочном перелёте её экипаж установил международный женский рекорд по дальности полёта – 2250 километров.
 
Наконец, 24 сентября того же 1938г. Полина Осипенко в качестве второго пилота на самолёте «Родина» (АНТ-37 бис) с командиром экипажа Валентиной Гризодубовой и штурманом Мариной Расковой стартовали с подмосковного аэродрома в дальний беспосадочный перелёт на Дальний Восток.
 
24 сентября «Родина» шла в слепом полёте, продираясь сквозь облака. Чтобы сбить ледяные наросты с лопастей пропеллера, приходилось увеличивать обороты винта…  В 15 часов за штурвал воздушного корабля села второй пилот – капитан Полина Осипенко. Вся страна следила за полётом самолёта «Родина», которому предстояло проложить воздушную трассу Москва – Дальний Восток.
 
…Сплошная облачность не кончалась. Началась болтанка. Осипенко набирает высоту. Все три члена экипажа надевают кислородные маски. Из-за холода отказывают приборы и прерывается связь. Штурману Расковой приходится ориентироваться по звёздам. Наконец перед глазами экипажа открылось Охотское море!
 
Раннее утро 25 сентября 1938г. Тревожно вспыхнула лампочка: бензина осталось всего на 30 минут полёта. Из-за нехватки горючего командир корабля Валентина Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Гризодубова и Осипенко блестяще посадили огромный самолёт на болото вблизи посёлка Керби Хабаровского края, расположенного при впадении реки Керби в Амгунь, приток Амура.
За 26 часов 29 минут АНТ-37 бис («Родина») пролетел 6450 километров по ломаной и 5947 километров по прямой линии, перекрыв мировой рекорд дальности беспосадочного полёта для женщин более чем на 1500 километров! Воздушный мост Москва – Дальний Восток был открыт.
 
За отвагу и высокое лётное мастерство, проявленные в этом сложнейшем беспосадочном перелёте, командир корабля Валентина Гризодубова, второй пилот Полина Осипенко и штурман Марина Раскова первыми из советских женщин были удостоены звания Героев Советского Союза.
 
А посёлок Керби Хабаровского края после этого исторического полёта стал носить имя Полины Осипенко.
 
Отважная лётчица становится любимицей страны. Тысячи девушек мечтали стать такими, как Полина. После перелёта Москва – Дальний Восток Осипенко была назначена инспектором по технике пилотажа, став наставником пилотов-истребителей.
 
В феврале 1939г. ей было присвоено воинское звание майора. Кроме звания Героя Советского Союза, майор П.Д.Осипенко была награждена двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Погибла майор П.Д.Осипенко вместе с Героем Советского Союза, комбригом А.К.Серовым, в авиационной катастрофе 11 мая 1939г., участвуя в сборах командиров для тренировки в слепых полётах на курсах усовершенствования начальствующего состава Военно-Воздушных сил.
 
Похоронена в Москве на Красной площади. Урна с прахом находится в Кремлёвской стене.
 
Геннадий РЫЖОНОК,
 
  член Союза журналистов России,
  полковник в отставке
 
 
Категория: 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники