«Рассказчик обыденных историй…»

18 июня исполнилось 205 лет со дня рождения великого русского писателя, критика и публициста, автора романа «Обломов» – Ивана Александровича Гончарова (1812 – 1891г.г.). В русской и мировой литературе Гончаров оставил о себе память как о мастере реалистической прозы, ярком представителе «натуральной школы» – популярного в 40-60-е гг. XIXв. литературного течения, суть которого заключалась в максимально правдивом изображении действительности. 18 июня исполнилось 205 лет со дня рождения великого русского писателя, критика и публициста, автора романа «Обломов» – Ивана Александровича Гончарова (1812 – 1891г.г.). В русской и мировой литературе Гончаров оставил о себе память как о мастере реалистической прозы, ярком представителе «натуральной школы» – популярного в 40-60-е гг. XIXв. литературного течения, суть которого заключалась в максимально правдивом изображении действительности. 
 
Земляк В.И.Ленина, Гончаров родился в Симбирске, который в те годы напоминал одну большую сонную деревню, некий прообраз Обломовки. Будущий писатель происходил из купеческого сословия, рано остался без отца. 

 
С 10 до 18 лет Гончаров обучался в коммерческом училище в Москве, но учёба не интересовала подростка в отличие от отечественной литературы и возможности самому когда-нибудь творить, подобно Пушкину, который с юношеских лет на всю жизнь остался кумиром Гончарова.
 
Страсть к литературе привела Ивана Гончарова на факультет словесности Московского университета. Одновременно с ним в университете учились Лермонтов, Тургенев, Белинский, Герцен, Огарёв, Аксаков и многие другие люди, оставившие памятный след в истории России. 
 
По окончании образования Гончаров возвратился в Симбирск, где почти год проработал секретарём у губернатора. Почувствовав, что рутина затягивает его, он принимает решение снова ехать в Москву. Однако впечатления от работы бюрократов впоследствии пригодились Гончарову для создания достоверных характеров.
 
40-е годы стали началом расцвета литературной деятельности Гончарова. В это время он знакомится с Белинским, о котором уважительно отзывается: «Явилась сознательная критика…». В 1847 году появляется первый роман Гончарова «Обыкновенная история» о конфликте между романтиком – молодым Александром Адуевым и его дядей-реалистом. Произведение отображает типичное крушение идеалов наивного юноши, который в начале романа едва бы поверил, что к концу своей «обыкновенной истории» он станет таким же циником и карьеристом, как его дядя и представители петербургского общества. Противостояние романтика и реалиста в этом романе, полном горькой иронии и тонкой психологии, часто называют «репетицией отношений Обломова и Штольца».
 
В 1852 году Гончаров отправляется в почти кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» в качестве секретаря адмирала Путятина. Друзья Гончарова, который был, подобно Обломову, сибаритом, подшучивали над ним: «Принц де Лень отправляется в плавание». Однако писателем Гончаров был неутомимым. С первых дней экспедиции почти два с половиной года он вёл подробные записи своих впечатлений от Англии, Южной Африки, Индонезии, Японии, Китая и других стран. В 1855 году он возвращается в Петербург и на основе своего путевого журнала создаёт цикл очерков «Фрегат Паллада» (1855-1857г.г.), открывая русскому читателю удивительный мир чужих культур. 
 
Вскоре Гончаров, успевший поработать за время жизни в Москве переводчиком, цензором и членом Совета по делам печати, подал в отставку, чтобы заниматься исключительно литературой. В 1859г. в свет выходит его знаменитый роман «Обломов», который сам автор прокомментировал так: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».  В «Обломове» заключалась великая обобщающая  сила – через судьбу Ильи Ильича соотечественникам Гончарова были представлены не только размышления о помещиках в узком социальном плане, но и философское осмысление национального русского характера. Многим читателям симпатичен Обломов, одарённый добрым сердцем и чуткой душой. Он пробуждает сочувствие как образ «лишнего человека». Не потому ли он тяготится повседневными заботами этой жизни, что ощущает несовершенство мира гораздо острее других и по-детски боится его? Тогда возможно ли объяснить праздную жизнь и трагический конец Обломова только его социальным происхождением, пагубным воспитанием или природной склонностью к лени? Его характер гораздо глубже и неоднозначней. Севастопольская правда. А.И.Герцен высказывал идею о том, что Печорины и Онегины в современном мире делаются Обломовыми. Сходство канонического лентяя русской литературы с Онегиным отмечает и Н.А.Добролюбов. Однако время романтизма уходит, и весь загадочный ореол над «лишним человеком» развеивается, остаётся одна лишь неприукрашенная «обломовщина». Так ли это было и как относиться к обломовскому типу спустя полтора столетия? Вероятно, каждый вдумчивый читатель решит это сам для себя. 
 
В конце жизни Гончарова одолевает депрессия, он очень медленно создаёт своё третье монументальное произведение – «Обрыв» (1869г.), которое закрывает трилогию «о переходе от одной эпохи русской жизни… к другой». Главного героя книги – Бориса Райского – творческую натуру, тоже часто относят к образам «лишних людей». Райский ищет истину в красоте и страдает от всего безобразного в жизни. Его характер называли и образом «потомка декабристов, ушедшего в искусство», и «слишком прозрачной ширмой, за которой скрывается сам Гончаров». Действительно, многие личные размышления о философии творчества писатель доверил своему герою. Название романа многозначно: это не только обрыв, рядом с которым происходят трагические события в жизни героев, но и перелом в человеческой душе, утратившей покой.
 
В перерывах между крупными произведениями Гончаров создал множество очерков и такие этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», которые стали классическими образцами русской критики.
 
Писатель никогда не был женат и умер в одиночестве в 1891г. от воспаления лёгких, завещав всю литературную собственность семье старого слуги.
 
«Изображать одно хорошее, светлое, отрадное в человеческой природе — значит скрадывать правду... Света без теней изобразить нельзя», – таким было писательское кредо И.А.Гончарова, и его предельная искренность и великолепный художественный стиль заставляют душу читателя замирать и грустить над «обыкновенными историями» любимых героев.
 
                         Алиса ПОПОВА
 
Категория: 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники