Севастопольский троллейбус

Транспортное движение в Севастополе, как и в большинстве городов, начиналось с конок, или, как их ласково называли, дрожки. С 1870 года после отмены Парижского договора наш город начал активно застраиваться. С этого времени до конца XIX века основным видом транспорта оставались конки. Проезд из центра города до Малахового кургана стоил один рубль, что по тем временам было очень дорого. Поэтому не было предела радости горожан, когда в сентябре 1898 года в Севастополе зазвенел первый трамвайный звонок, ведь теперь проезд от Нахимовского проспекта до конца Большой Морской стоил всего-навсего 5 копеек. Увы, за годы Великой Отечественной трамвайный парк был полностью разрушен, и после войны не восстанавливался. По проспектам легендарного города
Величаво троллейбус идёт.
На  работу, на пляж, на свидание
Он своих пассажиров везёт.
 
Транспортное движение в Севастополе, как и в большинстве городов, начиналось с конок, или, как их ласково называли, дрожки. С 1870 года после отмены Парижского договора наш город начал активно застраиваться. С этого времени до конца XIX века основным видом транспорта оставались конки. Проезд из центра города до Малахового кургана стоил один рубль, что по тем временам было очень дорого. Поэтому не было предела радости горожан, когда в сентябре 1898 года в Севастополе зазвенел первый трамвайный звонок, ведь теперь проезд от Нахимовского проспекта до конца Большой Морской стоил всего-навсего 5 копеек. Увы, за годы Великой Отечественной трамвайный парк был полностью разрушен, и после войны не восстанавливался. 
Впервые о создании в Севастополе нового вида транспорта – троллейбуса, заговорили в 1947 году. 7 февраля 1950 года решением исполкома горсовета было принято решение о создании троллейбусного управления и начали прокладывать контактные линии. Севастополь стал первым в Крыму городом, в котором начал курсировать данный вид транспорта. До этого времени троллейбусный парк был в Ленинграде, Москве и Киеве. В начале августа 1950 года в город Горький на обучение специальностям водителя и ремонтника были направлены 26 севастопольцев. 
 
6 ноября 1950 года состоялась церемония пуска троллейбуса. Первый путь по трассе вокзал – гора Матюшенко. Пассажирами стали военные моряки во главе с адмиралом Н.Е.Басистым, строители, монтажники и дорожники, наиболее отличившиеся при прокладке троллейбусной линии. Пассажирам при посадке выдавалась памятка с правилами поведения. Тысячи севастопольцев собрались на церемонию открытия движения по первой в Севастополе и первой в Крыму троллейбусной линии «Вокзал – пл. Коммуны – гора Матюшенко». На линии было 9 остановок, а стоимость проезда зависела от расстояния – весь маршрут был разбит на три зоны. Внутри одной зоны – 20 копеек, из одной в соседнюю – 40 копеек, по всей линии – 50 копеек. У кондуктора на ремне висел набор катушек с билетами 10, 20, 50 копеек. Всего троллейбусный парк изначально состоял из 8 троллейбусов красно-жёлтого цвета. В течение ноября и декабря было перевезено 518,1 тыс. пассажиров, что дало при этом выручку 210,3 тыс. рублей. В конце декабря 1950 года начались подготовительные работы по строительству линии второй очереди – по Большой Морской улице в сторону центра города. С пуском новой линии число машин оказалось недостаточным, и троллейбусное управление заказало партию из 10 машин МТБ-82Д.
 
С каждым годом число машин росло, так как сооружались всё новые и новые линии и открывались новые троллейбусные маршруты. В начале 70-х годов троллейбусное хозяйство города достигло своего расцвета и стало одним из лучших и крупнейших в Крыму. Троллейбусы перевозили 70% всех пассажиров городского транспорта. Линии общей протяжённостью 79,9 км. охватывали всё новые жилые массивы и связывали их с промышленными предприятиями, центром и вокзалом. В двух ДЕПО имелось 189 троллейбусов. А 13 апреля 1973 года был перевезён первый миллиардный пассажир. 
 
История народа, государства, эпохи, как правило, лучше всего прослеживается по памятным, значительным вехам. В такой же мере это относится к городу, району, предприятию. Историю севастопольского троллейбуса легче всего проследить по новым маршрутам. Что ни год, то новый маршрут. Значит, новая веха. В юбилейном 1983 году коллектив троллейбусного управления продолжает развивать свой почин «Городу-Герою – образцовое транспортное обслуживание». В 1990 году протяжённость сети линий составляла 105,9 км. Имелось 273 троллейбуса, средний выпуск на линию составлял 210 машин. На предприятии работали 1787 человек. В декабре 1992 года на пенсию ушёл А.С.Круподёров, который руководил предприятием с 1965 года, поднял его на  высокий уровень, превратив его в предприятие высокой культуры и поставив в первую десятку троллейбусных хозяйств страны. После смерти А.С.Круподёрова (1930-1995г.г.) по просьбе коллектива городская администрация специальным распоряжением от 11 января 1996г. присвоила предприятию его имя ГКП «Севтроллейбус» им. А.С.Круподёрова. Сегодня предприятие является многопрофильным хозяйством, которое включает в себя 20 структурных подразделений, выполняющих различные производственные функции. Обновляется подвижной состав, внедряются новые технологии, развивается маршрутная система. 
 
Севастопольский троллейбус – единственное предприятие в городе, которое оказывает транспортные услуги всем без исключения льготным категориям граждан и является социальным перевозчиком. Задача предприятия – создание необходимых условий по предоставлению населению доступных, качественных и безопасных услуг по перевозке городским электрическим транспортом. 
 
На территории предприятия, по адресу ул. Л.Толстого, находится музей истории, который занимает ведущее место среди аналогичных музейных учреждений города и ведёт постоянную работу в духе лучших трудовых традиций.
 
Севастопольский троллейбус обеспечивает надёжное внутригородское сообщение, он выполняет важную функцию – доставлять жителей и гостей города в нужное место за сравнительно небольшую плату. 
 
С 67-й годовщиной, наш верный друг – троллейбус!
 
Куда б ни захотелось ехать –
Поможет друг глазастый вновь.
Завоевал наш городской троллейбус
Всеобщую огромную любовь!
 
Нинель Бучинская,
библиотекарь
 
 

 

Категория: 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники