В Севастополе отметили День моряка-подводника

19 марта (6-го по старому стилю) 1906 года Николай II подписал указ «О классификации судов военного Российского императорского флота», где «Высочайше повелеть соизволил» включить подводные лодки в отдельный разряд.
 
 
Развитие «потаённых судов» шло в стране давно, но первая боевая подлодка «Дельфин» была построена только в 1903-м под обозначением «миноносец № 150». Она была вооружена двумя внешними решётчатыми торпедными аппаратами системы Джевецкого и имела полное водоизмещение 124 тонны. 
 
Её удачные испытания доказали возможность производства на отечественных заводах. И 13 августа 1903 года Морское министерство дало указание начать разработку проектов подводных лодок большего водоизмещения.
 
 
Русско-японская война нанесла большой урон русскому флоту, что вынудило царское правительство искать пути к восстановлению нарушенного равновесия сил на море. Одним из решений являлась срочная постройка подводных лодок.
 
В те годы организации для подготовки специалистов-подводников в России не было. Единственным авторитетом в данном вопросе считался капитан 2-го ранга М. Беклемишев. На него и возложили подготовку кадров.
 
29 января 1905 года на крейсере «Громобой» из отряда, базировавшегося во Владивостоке, состоялось совещание с целью выяснения состояния лодок и степени их готовности к боевым действиям. Были разработаны планы двух вариантов применения. Характерно, что преду-сматривалось использование лодок в наступательных операциях.
 
Уже в июне-июле 1905-го восемь подлодок закончили практическую подготовку личного состава и начали нести дозорную службу у островов Русский и Аскольд, оставаясь там сутками. По мере накопления опыта и тренировки личного состава выходили и в отдалённые районы. Об этом стало известно японцам, что отразилось на моральном состоянии их моряков. Об этом хорошо написал Валентин Пикуль в романе «Крейсера»: «Японский флот охватила паника – это не мины, это русские подводные лодки… Если это так, то, кажется, подтверждается секретная информация из Петербурга: балтийские матросы ставили свои подводные лодки на железнодорожные платформы для отправки их на Дальный Восток. Неужели они уже здесь?..».
 
К концу лета во Владивостоке оказалось 13 подлодок. Но их возможности не отвечали требованиям дальневосточного театра военных действий. Общим недостатком была малая дальность плавания. Морской технический комитет относил их к разряду кораблей прибрежного действия. Тем не менее присутствие подводных лодок стало серьёзным фактором.
 
После 1914-го новое оружие показало свою незаменимость во всех флотах мира. «Подводная лодка являлась центром, вокруг которого развёртывались военные, политические и экономические концепции. Она становилась одним из главных факторов вой-ны», – писал в 1936-м военный историк вице-адмирал Александр Шталь. Впоследствии эта оценка полностью подтвердилась.
 
В Советском Союзе был построен целый ряд атомных подводных лодок, которым принадлежат мировые рекорды: 
 
— самые большие лодки — тяжёлые крейсера проекта 941 «Акула» (полное подводное водоизмещение — 50 000 тонн), 
— самая скоростная — проект 661 «Анчар» (до 44,7 узлов = 82,78 км/час), 
— самая глубоководная — проект 685 «Плавник» (до 1 250 м),
— самые манёвренные и скоростные (76 км/ч) подводные истребители проекта 705К «Лира».
 
В настоящее время на вооружении ВМФ России состоят подводные лодки 13 проектов.
 
В 2018 году в России отмечается 60-летие атомного подводного флота. В период с марта по июль месяц в Санкт-Петербурге, пунктах базирования флотов пройдёт ряд мероприятий, посвящённых созданию атомного подводного флота России. Именно шесть десятилетий назад, 4 июля 1958 года   в 10 час. 03 мин. первая атомная подводная лодка К-3  «Ленинский комсомол» дала ход под атомной силовой установкой.
Академик А. Александров, присутствовавший в этот исторический момент на борту АПЛ, записал в журнале пульта ГЭУ (главной энергетической установки), что «впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». 
 
Построив в 1958 г. первую советскую АПЛ «К-З» («Ленинский комсомол»), ВМФ СССР уже в 1961 г. имел 9 АПЛ - 4 ракетных и 5 торпедных. 
 
Во все времена боеспособный, сильный и современный флот был гарантом безопасности и могущества нашего государства. Наши подводники свято хранят традиции своих героических предшественников. Их служба требует особых качеств – отваги, высочайшей дисциплины, командной выучки и преданности этой мужественной профессии.
 
С честью выполняют свой воинский долг моряки шести новейших дизельных подводных лодок Краснознамённого Черноморского флота ВМФ России Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону»,  Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород», Б-271 «Колпино». Многие из них приняли участие в операции российских войск в Сирии и успешно выполнили  пуски крылатых ракет «Калибр-ПЛ» из подводного положения по укрытиям боевиков ИГ.
 
Сегодня в России наряду с новыми современными дизель-электрическими подводными лодками на боевом дежурстве находятся подводные атомные ракетные крейсеры – одна из главных опор российских сил ядерного сдерживания. На кораблестроительных заводах строятся субмарины, аналогов которым нет в мире. Подводный флот является славой и гордостью нашего океанского Военно-Морского флота.
 
Желаем всем российским подводникам семь футов под килем, чтобы количество погружений равнялось числу всплытий, успехов в служении России, защите её национальных интересов, здоровья и семейного счастья!
 
Сергей ЩЕТИНИН, 
ветеран-подводник, ТК-208

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники