Василий Макарович Шукшин

Когда стоишь в травах  на горе  Пикет  и смотришь  вниз на село Сростки  и реку  Катунь,  на поля и деревья,  на  дальние  предгорья  Алтайского  хребта,  возникает  космическое,  духоподъёмное ощущение  красоты и величия  и,  хотя бы отчасти  понимаешь, почему Василий  Шукшин  ещё  мальчишкой любил сиживать на  здешнем  склоне и сохранил  эту потребность в зрелые годы.     Так его  запечатлел  скульптор  Клыков,  сидящим  на земле, на  Стростинском  склоне, повторив  заключительный кадр из известного  шукшинского  фильма  «Печки – лавочки».     В.М. Шукшин  был невероятно разносторонним человеком: писатель, кинорежиссер,  кинодраматург,  сценарист – и всё это сочеталось в  одном имени.  Он  старался многое успеть и наверстать,  как будто знал, что ему отмерен  не слишком  долгий жизненный путь. Иногда судьба скручивала его так, что единственным спасением было спиртное, в котором он топил боль израненной души. И всё же Шукшин остался в памяти потомков истинно народным, потому что очень хорошо знал проблемы и переживания этого самого народа.Когда стоишь в травах  на горе  Пикет  и смотришь  вниз на село Сростки  и реку  Катунь,  на поля и деревья,  на  дальние  предгорья  Алтайского  хребта,  возникает  космическое,  духоподъёмное ощущение  красоты и величия  и,  хотя бы отчасти  понимаешь, почему Василий  Шукшин  ещё  мальчишкой любил сиживать на  здешнем  склоне и сохранил  эту потребность в зрелые годы. 
 
  Так его  запечатлел  скульптор  Клыков,  сидящим  на земле, на  Стростинском  склоне, повторив  заключительный кадр из известного  шукшинского  фильма  «Печки – лавочки». 
 
  В.М. Шукшин  был невероятно разносторонним человеком: писатель, кинорежиссер,  кинодраматург,  сценарист – и всё это сочеталось в  одном имени.  Он  старался многое успеть и наверстать,  как будто знал, что ему отмерен  не слишком  долгий жизненный путь. Иногда судьба скручивала его так, что единственным спасением было спиртное, в котором он топил боль израненной души. И всё же Шукшин остался в памяти потомков истинно народным, потому что очень хорошо знал проблемы и переживания этого самого народа.
  Его недолгая, по нынешним меркам, жизнь (с 1929 по 1974 год) была насыщена  огромным  творческим  трудом.
 
Его  биография, жизненный путь состоит из трёх этапов,  по  определению писателя  В.Белова, - «трёх  жизненных бросков».  Первый – это  Родина, село  Стростки, Алтайского  края,  полувоенное  трудное детство,     воспитывался отчимом (родной отец был репрессирован в 1933 году).  Свою мать, Марию Сергеевну Шукшину,  он боготворил.  Её  образ будет увековечен в  его произведениях, и в снятых кинофильмах. О своём отношении к матери он говорил:  «Пусть я раньше умру, чем она. Я не перенесу её кончины».  Так оно и вышло, мать пережила своего сына  всего на  четыре года.
 
  Второй этап его  жизненных  университетов   можно определить,   как  страстное и неуёмное желание учиться.   С детства  проявлял неуёмную тягу к чтению книг.  По воспоминаниям  матери:  «Помню,  как  появилась у Васи  «болезнь» - увлекаться книгами.  Всегда у него  под  ремень  в  брюках  была книга подтолкнута. Читал без разбора, подряд, читал и по ночам: керосину  пальцем  в картошку  фитилёк вставит,  под одеялом закроется  и почитывает.  Ведь что думаете  - однажды  одеяло прожёг».   А  вот ещё пример:  в  1949 году  призывается на службу  на Черноморский Флот, служит в Севастополе,   только не на корабле, а на берегу, радиотелеграфистом. О  его службе   сослуживцы вспоминали:  «Матросы  идут  в увольнение,  кто на прогулку, кто в кино, кто в парк на  танцы, а старший матрос  Шукшин   идёт в   библиотеку  читать книги».  Он не   только  читает, но и  штудирует учебники по школьной программе,  ведь у него  за плечами  было только семь классов и  два курса   автомобильного   техникума..   Ставит задачу  заочно  сдать экзамены  на аттестат зрелости и добивается своего, но уже после  службы.     
  
Кстати, о  черноморской службе Шукшина в  Севастополе остались следы.  В 1991 году имя  писателя  присвоено одной из улиц  на 7-ом километре  Балаклавского шоссе, близ  того места, где служил  будущий талантливый писатель и  не менее талантливый киноактёр.  
 
В 1953 году после службы   возвращается  в родное  село  Сростки и буквально за  короткое время  делает,  как бы сейчас сказали -  головокружительную карьеру. Ему предлагают место преподавателя  в  вечерней школе, а  затем  и  её директором.  Его принимают  кандидатом в члены  КПСС. Казалось,  можно было идти по педагогической стезе, но замыслы у  демобилизованного моряка  были другие.  Он остаётся верен своему  правилу  «учиться» и  решает  свою жизнь посвятить искусству. Через  год  подаёт заявление  во Всесоюзный  государственный  институт кинематографии, знаменитый  ВГИК, на  режиссёрский факультет и, на удивление многих, сдаёт экзамены.  По  поводу его  поступления    ходили   слухи:   «На собеседовании известный  кинорежиссёр  М.И.Ромм  попросил Шукшина:  «Расскажите   мне  о Пьере Безухове».  «Я «Войну и мир»  не  читал, - простодушно сказал  Шукшин,  - толстая книжка,  времени не было». 
 
– Вы что же, толстых книг никогда не читали? -  удивился Ромм.  «Одну прочёл, - сказал  Шукшин, –  «Мартин Иден», хорошая книжка».  Ромм возмутился:  «Как  же вы  работали директором школы?  Вы же некультурный человек!  А ещё   режиссёром хотите  стать!»    И тут Шукшин взорвался: «А что такое директор школы?  Дрова достань, напили, наколи,  сложи, чтобы детишки не замёрзли зимой,  учебники  достань, керосин добудь,  учителей найди.  А машина одна в деревне -  на четырех  копытах  и с хвостом, а то и на собственном «горбу»…  Куда уж тут книжки толстые читать…»   ВГИК-овские  бабки были счастливы  - нагрубил  Рому, сейчас он его выгонит.  А  мудрый  Ромм заявил:  «Только  очень талантливый  человек  может иметь такие нетрадиционные  взгляды.  Я ставлю ему  пятёрку».  
 
Всей своей  последующей  жизнью  Шукшин доказал, что его выбор работать и творить в  литературе и искусстве  был не случаен.  За полтора десятилетия литературной деятельности Шукшиным были написаны  повести:  “Там, вдали”, “А по утру они проснулись”, “Точка зрения” в 1974г., “Калина красная” в 1973-1974г.г., “До третьих петухов” в 1975г.),  два исторических романа: “Любавины” в 1965г., “Я пришёл дать вам волю” в 1971г.,  пьеса “Энергичные люди” (1974г.), четыре оригинальных киносценария:  «Два Фёдора»,  “Живет такой парень”, “Печки-лавочки”, “Позови меня в даль светлую”, “Брат мой”, около сотни рассказов,  сборник  которых  был напечатан  в 1973 году.  
 
По своему мировоззрению  Василий  Макарович был государственником, для него  ничего не происходило  просто так.   Боль за  Россию, за соотечественников – вот  стержень его духовности.  В одном  из писем  братьям по перу Шукшин  писал:  «Русский народ  за свою историю  отобрал, сохранил, возвёл в степень  уважения такие человеческие  качества,  которые не подлежат пересмотру:  честность,  трудолюбие,  совестливость,  доброту. Мы из всех  исторических  катастроф  вынесли и  сохранили в чистоте  великий русский  язык, он передан  нам нашими  дедами и отцами.    Главной темой всех произведений  Шукшина была деревня,  и её жители,  их судьба, характеры   от  рождения и  до смерти.  В 70-е годы  прошлого столетия деревня ещё была сильна колхозами, но уже заметно было её  затухание, происходила урбанизация  России,  в  которой  Шукшин видел  её медленную, но верную гибель  деревни.   К  этой  теме,  он настойчиво  обращается  чуть ли не в каждом своём произведении: 
«Нет, этот город  их доводит до ручки. Они там свихнулись все!», (рассказ  «Охота жить»). Многие деятели от литературы сейчас отзываются о Шукшине, что он не любил Советскую власть, затаив обиду за репрессированного отца. Но это не так.
Шукшин был  коммунистом – патриотом своей Советской страны.
 
О  своём отношении к партии он говорил:  «Я не политик, легко могу запутаться в сложных вопросах, но как  рядовой член партии коммунистов СССР  я  верю,  что принадлежу к партии деятельной и справедливой,  и как художник я  не могу обмануть свой народ -  показывать  жизнь только счастливой, например, правда бывает горькой. Если я её буду скрывать, буду твердить, что  всё хорошо, всё прекрасно, то, в конце концов,  я и партию свою подведу».   
 
Он  вошёл  в  историю  нашей культуры, как  знаковый деятель  отечественного кино.  Слова  В.И.Ленина о том, что   из всех искусств,  для нас  важнейшим является  кино,  он  самым естественным образом претворял в жизнь.  По его сценариям и  с его  непосредственным участием  сняты фильмы:  «Позови меня в даль светлую»,  «Живёт такой парень»,  «Печки – лавочки»,  «Два Фёдора»,  «Ваш сын и брат»,  снимался в фильмах: «Два Фёдора»,   «У озера», «Простая история»,  «Комиссар». 
 
 Начиная с  дебюта  в  фильме  «Два Фёдора», снятым в  60-е годы,    Шукшин органично вошёл в  советский кинематограф,  он был, как свой,  ни на кого  не похожий, надёжный и понятный для большинства  граждан советской страны.  Василий Макарович сразу стал  востребованным актёром.  Его фильм  «Калина красная» приобрёл по существу мировую славу. Благодаря  ему  узнали и оценили  Шукшина   не только  отечественные, но и зарубежные профессионалы кино и литературы.  Окружающих  людей  поражала  феноменальная   работоспособность  Шукшина. Правда неизвестно, каких  трат это стоило  для его здоровья. На «Калине красной» он  был сценаристом, исполнял главную роль, был режиссёром, т.е. всё организовывал от начал и до конца, да ещё подбирал на роли артистов. Одновременно  написал много замечательных рассказов, издал книги:  «Беседы при ясной луне»,  «Я пришёл  дать вам волю» и другие.   
 
Он умер 2 октября 1974 г. во время съёмок фильма Сергея Бондарчука “Они сражались за Родину», где он снимался в главной роли. Когда  врачи сделали вскрытие,  то оказалось, что  сердце сорокапятилетнего писателя и актёра  было по биологическим меркам  сравнимо  с  сердцем восьмидесятилетнего человека.
 
На горе Пикет в Алтайском  крае  каждый год в  годовщину рождения  Шукшина  собираются  тысячи людей, признательные своему великому земляку.  
 
Выступая на вечере, посвященном памяти писателя, В. В. Путин сказал: «Как нам не хватает таких людей, как Шукшин». Золотые слова, но они говорят о проблемах, с которыми столкнулась Россия в 21-м веке.  
 
Николай ФАЛЬКО
 
Категория: 

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники