Его называли Александром Пушкиным в прозе

 К  160-ой  годовщине со дня  рождения   А.П.Чехова 
 
Антон Павлович Чехов
 
«… Напишите  рассказ  о том,  как молодой человек,  сын  крепостного, бывший  лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании и целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям.  А также  благодаривший  за каждый кусок  хлеба,  много раз сечённый, ходивший  по урокам без  галош, дравшийся, мучивший животных, любивший  обедать  у богатых  родственников,  лицемеривший и богу и людям  без всякой надобности  -  только  из сознания  своего  ничтожества.  Напишите,  как этот  молодой человек  выдавливает из себя  по каплям  раба и как он, проснувшись  в одно  прекрасное  утро,  чувствует, что в его жилах  течёт уже не  рабская  кровь, а  настоящая , человеческая». 
  (Из письма А.П. Чехова писателю А. Суворину,  7 января 1889 года)
 
Выдавливая  из себя по каплям раба, Антон Чехов  с молодых лет  вступил в борьбу  с нивелирующей властью авторитета, противопоставив  последнему то самостоятельный  анализ, то скептицизм, то  насмешку.
Короткую, по современным меркам,  жизнь  в 44 года  русского драматурга Антона Павловича Чехова, можно условно  разделить на  следующие  периоды: 1860 – 1879 г.г. -  детство, Греческая школа, гимназия, отрочество и юность;  1879 – 1884 г.г. - студенческие годы, начало литературной деятельности;  1884 -  1890 г.г. -  окончание  университета,  врачебная практика, годы перелома; 1890 – 1891 годы – путешествие  на  Сахалин и в Западную Европу,  расцвет творчества; 1892 – 1901 годы – Мелиховский период, Чехов – драматург;  1901 – 1903 годы – ялтинский период, венчание с  О.Л. Книппер;  1904 год – тяжёлая болезнь,  отъезд в Германию, смерть писателя.       
                                                       
 Будущий писатель  родился в семье  Павла Георгиевича  Чехова,  который  имел дело в торговой части,  но в этом не преуспел, а наоборот  разорился, зато  приятно играл на скрипке,  неплохо писал красками,  обладал  хорошим голосом  и умело  руководил  церковным хором,  где  Антоша  с пятилетнего возраста  вместе со своими братьями выводил рулады.   
 
Мать  писателя  -  Евгения  Яковлевна  была очень добрая, правдивая  женщина  с нежным  характером.  Старший брат  Александр  говорил, что талант  у  Антоши от отца, а душа  со стороны матери.   
   В 1868 году  родители  отдают  сына в первый  класс  Таганрогской  гимназии,  где  он провёл   четвёртую  часть  своей жизни. Здесь он  держал себя застенчиво, ничем выдающимся не отличался.  Успехами в учёбе не блистал,  из 23  выпускников  по баллам  вышел  на  одиннадцатое  место.  Как тут не вспомнить  великого Льва  Толстого,  который  не поступил   с первого  раза  и  провалил  экзамены  в  Казанский  университет. 
 
 Сразу же  хочется  отметить, что Чехову повезло в жизни и творчестве. Он не только был знаком с замечательным  русским писателем  Львом  Толстым, но их  на литературной ниве связывала  взаимная  симпатия и  дружба.  Это Лев Николаевич, высоко ценя   творчество  Чехова,  сказал,  что Чехов – это Пушкин в прозе.  А Чехов отвечал ему  с любовью:   «Хорошо живётся писателям,  когда есть  Толстой.  Вот не станет Толстого и всё рухнет».
 
Годы  учёбы в гимназии  для Чехова не прошли даром.  Нравы  и правила там были жестокими: позже он называл их   «арестантскими ротами  особого  рода».  За  малейшие провинности  учеников наказывали, хотя розги уже были отменены.  В позднее написанном им  рассказе  «Человек в футляре»,  он  раскрыл  эти порядки в образе  преподавателя  Беликова.   Именно  на  годы учёбы в  старших классах гимназии    приходится  начало его литературной деятельности. 
 
 Начинал с  коротких юмористических   рассказов,  сочинял  анекдоты, пародии, которые отсылал  в  юмористический журнал  «Заика» и, если там  печатали,   получал скудные гонорары.   Первое  денежное   вознаграждение  за  водевиль   «Недаром курица пела»,   потратил на именинный пирог для матери.  Этот факт,  да и многие другие,  свидетельствует о  сильной любви  Чехова к своим родным.  Естественно,  испытав  первую удачу,  он с усердием стал  писать и посылать  в журналы   другие  свои сочинения.  Но многие  из них  возвращались автору с  неблагоприятными отзывами.  
 
В августе  1879 года  Антон  приехал в Москву и поступил в  университет на медицинский факультет. Это были  бурные годы  борьбы народовольцев  с самодержавием. Но  студент Чехов не принимает  активного участия  в  этой борьбе.  Он  выступает за  утверждение человеческого достоинства, с которым несовместима  ложь и несправедливость. Посредством  пера,   Антон  протестует  против подхалимства и взяточничества,  мещанства, паразитизма и хамства сильных мира сего.  Это отражено в его произведениях:  «Хамелеон»,  «Унтер Пришибеев»,   «Толстый и Тонкий» и  др.
 
Первые рецензии на его  рассказы  были неутешительны:  «Очень длинно и бесцветно»,  «увядаете  не расцветая»,  и т.п.  После опубликования  рассказов:  «Драма на охоте»,  «Нашла коса на камень»,  «Безотцовщина»,  появились  обнадёживающие  рецензии:  «Слог прекрасен,  уменье существует,  но наблюдательности мало и житейского опыта нет. Со временем (кто знает?) может выйти дельный писатель».  Летом 1884 года  Антон Чехов  окончил университет и  начал свою  врачебную деятельность. Практиковался как доктор и  уже через год заведовал  земской лечебницей.  О своей работе он отзывался: «Знакомых у меня  много,  а стало быть, и немало больных.  Так что живу безбедно».  Работая по профессии, у него оставалось мало  времени на литературу.  Однако он всё же продолжал писать.  О своём двойственном положении  он говорил:  «Медицина – моя законная жена, а литература – любовница.  Но с ростом писательской славы, особенно после  выхода в свет его произведений:  «Драма на охоте»,   «Смерть чиновника», «Попрыгунья»,  «Степь»,   сборника  «Пёстрые рассказы»,  всё же  «любовница»  вытеснила  «законную жену»  и верх взяла  литература.  Но самого беглого  просмотра  писательских трудов Чехова  достаточно, чтобы увидеть, какое  большое место в них  заняла медицина.  Без этой темы, наверное, не были бы написаны   «Палата №6»,  «Хирургия», «Ионыч»,   «Случай из практики»,  пьеса  «Дядя Ваня».  В 1888 году Академия  наук присудила  А.Чехову  Пушкинскую премию и избрала его почётным академиком,  но, впоследствии,  писатель  слагает с себя это звание в  знак протеста  против  исключения из  Академии   А.М.Горького.
 
Огромное место  в творческой деятельности  А.П.Чехова занимала  драматургия.  Ещё с детских лет, учась в гимназии,  Чехов был влюблён в театр.  В Таганроге он не пропускал ни одного представления и сам играл в  домашних спектаклях.  Были сильные театральные традиции, сюда наезжали именитые  артисты и даже ставили оперу.  
 
Его пьесы:  ««Иванов»,  «Три сестры»,  «Дядя Ваня»,  «Вишнёвый сад», открыли миру талантливого драматурга.  Но были и неудачи.  В 1986 году  в Петербурге с треском провалилась премьера  спектакля «Чайка».  Критики обвинили автора в пессимизме.    Пресса на его  голову вылила ушат  злобы и  издевательств.  Чехов тяжело переживал эту неудачу.  Но в  это  время  в Москве, во  МХАТЕ  с  триумфом шли  спектакли:  «Дядя Ваня», «Три  сестры», позже - «Вишнёвый сад», который стал  главным хитом театральной Москвы. Это  пророческий  рассказ о  том, как «отпевают»  русскую усадьбу, и русскую жизнь,  и русского помещика.  И ещё  о том,  как человека  забыли - все уезжают с  поместья,  а слуга Фирс остаётся.  Остаётся умирать, так как никому не нужен.   Грядёт жестокий, бесчеловечный  двадцатый век. 
В  1899 году  А.Чехов  по состоянию здоровья  (у него  были устойчивые  симптомы  туберкулёза)  переезжает из Москвы в Ялту.  О ней он отзывается  неоднозначно. Ялта – это помесь  чего-то европейского, напоминающего   виды  Ниццы  с  чем – то мещански ярмарочным.   Здесь  проходит самый  короткий и  драматический  период в жизни писателя. Несмотря на тяжёлую болезнь,  он продолжает не только творческую, но и общественную деятельность.  За четыре года он  успел построить  здесь свой дом, который А.Куприн  называл белой дачей (современный  Дом -  музей им. А.П.Чехова), посадить  роскошный сад.  При его живом содействии  был построен пансионат  «Яузлар», - резервная здравница  в Крыму для  туберкулёзных больных.  Здесь он создаёт такие  шедевры  прозы и  драматургии, как  «Три сестры»,   «Архирей»,  «Скучная история»,  «Дама с собачкой», которую в наше время запечатлели в скульптурной  композиции братья  Фёдор и Геннадий Паршины  на Ялтинской набережной.
 
  В эту пору в жизни писателя  происходит  ещё  одно важное событие, после двухлетнего знакомства  он венчается с  ведущей актрисой  МХАТ-а  О.А.Книппер.  Но желанного счастья  этот шаг в жизни  писателя не принёс.  Жили они порознь.  Он в Ялте, она в Москве и только эпизодически приезжала в  Ялту. Поездки в Москву самого писателя изматывали и подрывали остатки его здоровья. Иван Бунин, узнав о женитьбе  Чехова, сказал, что  это похуже Сахалина.  Сам  Чехов о своей короткой семейной жизни  в пародийном для его стиле отзывался так:  «Если не хотите быть одиноким,  не женитесь».
Частыми гостями  в доме Чехова  были известные писатели, журналисты, художники, деятели искусств:  И.Левитан,  В.Короленко,  А.Куприн,  М.Горький,  Мамин – Сибиряк, Станюкович.  Но его болезнь была   неумолима,  чахотка  съедала  больного.  Врачи направили его  для лечения  на немецкий курорт  Баденвейлер.  Но заграница не помогла. 
 
2 июля 1904 года  Великого русского  художника  Слова и Театрального искусства не стало.  Многие критики  оценивали  творчество  Антона Чехова, как пессимистическое. Но всё же он был оптимистом, мечтающим,  что жизнь  на земле  станет  невообразимо  прекрасной,  что   земля  наша  покроется  замечательными  городами  с  чудесными фонтанами,  что она  вся станет цветущим садом, а в человеке  будет всё прекрасно.  
 
Это время  ещё не пришло, но мы вместе с  писателем  верим, что такое время непременно придёт.
 
Николай  Фалько,
член Союза 
журналистов России.    
 
 
Категория