Кинофильм «Ржев» - очередной пасквиль о Великой Отечественной войне

В декабре   прошлого  года   на экранах страны демонстрировался  художественный  фильм «Ржев»,  режиссёра   И.Копылова,  снятого  по  повести   В. Кондратьева  «Искупить кровью».   В  истории  Великой Отечественной войны  Ржевское   сражение  - одно из  самых жестоких  и кровопролитных.   Немецкое  командование  называло   Ржевский  плацдарм  воротами к Москве, краеугольным  камнем  Восточного  фронта и держало  здесь  две трети  войск группы армий  «Центр».  Теме  этого  сражения, где погибло  с двух сторон  около   миллиона  солдат и офицеров, посвящены многие   произведения  литературы,  кино, драматургии.  В декабре   прошлого  года   на экранах страны демонстрировался  художественный  фильм «Ржев»,  режиссёра   И.Копылова,  снятого  по  повести   В. Кондратьева  «Искупить кровью».   В  истории  Великой Отечественной войны  Ржевское   сражение  - одно из  самых жестоких  и кровопролитных.   Немецкое  командование  называло   Ржевский  плацдарм  воротами к Москве, краеугольным  камнем  Восточного  фронта и держало  здесь  две трети  войск группы армий  «Центр».  Теме  этого  сражения, где погибло  с двух сторон  около   миллиона  солдат и офицеров, посвящены многие   произведения  литературы,  кино, драматургии. 
Достаточно вспомнить  стихотворение  Александра Твардовского:  «Я убит подо  Ржевом».
 
«Я убит подо  Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом
При жестоком  налёте.
 
И у мёртвых  безгласных
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она – спасена!
 
Победа Красной Армии на Ржевском направлении досталась дорогой ценой – гибелью тысяч наших солдат и офицеров.  Но их гибель не была напрасной.  Не было бы  Ржева, не было  бы  героической обороны Севастополя,  не  было бы Смоленского  сражения, не было бы и перелома   в  Сталинградской   битве, и  Победы в мае 1945  года. 
 
В   начале  фильма  показана   отчаянная   атака  роты  красноармейцев, которые,  в едином порыве,  под   шквальным  пулемётным огнём противника,  несмотря  на  большие  потери,  всё -  таки  взяли  деревню  Овсянниково.  Эпизод боя снят  сильно и вызывает  чувство  сопереживания и  гордости  за  солдат роты  старшего лейтенанта  Пригожина (его роль  играет артист  С.Жарков).    Казалось  бы  с такими   бойцами  можно    побеждать  врага и  гнать  его  всё дальше  и дальше  с нашей земли. 
 
Но видимо, режиссёр фильма преследовал  другие цели.    Как известно, в боевой  обстановке   люди мало говорят, им не до болтовни,  они понимают  друг друга с  полуслова.  Но  здесь  слишком много  разговоров и философских бесед с  явным намёком  на  модную сейчас  в либеральных кругах  ложную теорию,  что Советский Союз  выиграл Великую Отечественную войну за счёт  неоправданно больших жертв.  После  боя  один из  бойцов  всё время повторяет:  «Деревню взяли  дуриком» ,  а второй  произносит, что  если мы  за каждую деревню  столько своих класть будем,  не дотянем до Берлина.  Дальше -  больше.   У командира  роты  связным служит   приблатнённый   москвич -  Карцев,  бывший   урка,  который   становится чуть ли не  главным  героем фильма.  Верным своим  привычкам,   он,    после взятия  села,   быстро   обшаривает  дома, где  находились   немцы, конфискует  шнапс и сигареты, угощает  командира и  сослуживцев, и все симпатии на его стороне.  Но этот   киношный   штамп не новый.  Вспомним  фильмы «Штрафбат»,  «Утомлённые солнцем»,  «Подлая  война» и другие,  где  также идеализируются  бывшие  заключённые  и  уголовники.   По  подобным картинам   выходит, что и войну  они выиграли.  Звучит это фальшиво.  Режиссёр также  постарался, чтобы в  неприглядном  виде   показать роль  политрука роты  (артист  О.Гаянов).    В бою  он не   трусит,  но  много и бестолково  суетится,  не  доверяет солдатам, самую бурную  деятельность  развил  по изъятию  у них листовок,  сброшенных  с  вражеского самолёта  с предложением  сдаться  в плен.   Но  самым отрицательным персонажем   фильма  изображён   лейтенант - особист   Рыков,   который в каждом  видит  потенциального предателя и  за листовку, обнаруженную  у  пожилого солдата,  готов расстрелять его. 
 
Но  ему не даёт это  сделать   командир    роты,   поддержанный  сослуживцами.  История с  Рыковым заканчивается  тем,  что  на обратном пути  в  штаб  батальона,  его раненного вместе со  связным   обнаруживают немцы,  и у связного – украинца   (его  играет  Пётр  Логачёв),   нашлась  припрятанная листовка о сдаче в  плен.   Он молит о пощаде,  но немец  предлагает:  убей,  дескать,   русского  «гебешника»,   тогда оставим тебя в живых. Связной  не может  переступить порог  человечности и  стреляет в себя. На что  немецкий  офицер,  как -  будто  предчувствуя  нынешнюю   обстановку  во взаимоотношениях с Украиной,   говорит: «Ничего, мы их научим  убивать друг друга». Этого текста   в  повести   «Искупить кровью»   нет,  но   режиссёр зачем – то придумал  его.   Вообще,  в фильме  явно просматривается  антисоветский   «агитпроп».    Пожилой  солдат    А.Аравушкин  никак  не  может  забыть раскулачивание его семьи, он  говорит,  что  воюет не за  советскую родину  -  СССР,  а за  Россию.  Как  будто  в  Отечественную  войну  воевали не под Красным знаменем  страны советов, а с двуглавым орлом и за  царя   батюшку.  Второй солдат в истории с  листовками  произносит:  «А когда  советская власть доверяла нам?  Да никогда».  И вместе с тем, два солдата всё – таки  припрятали  листовки.  Значит,   измена была не исключена.  Видимо не так уж был не прав   лейтенант  Рыков,   тщательно обыскивая  солдат,  ведь эти события  происходили  на передовой,  до немцев рукой подать.   В образе  отрицательного героя  в фильме  предстаёт  также   командир  батальона, его  показывают, как  жестокого  бесчеловечного  службиста,  да ещё и пьющего,  готового  на  всё, лишь бы выполнить  команду сверху  -  удержать деревню любой ценой, не считаясь с жертвами.  Но ротный,  в нарушение приказа,   распоряжается отходить:  «Превращать  свою роту в фарш, я не позволю»,  - и в  это  слабо вериться, потому что  по законам  военного времени  такие действия   шли под неминуемый трибунал.  Заканчивается  фильм тем, что эта же рота,  с оставшимися  в живых бойцами,   идёт в атаку вторично  отбивать  деревню.  Этот эпизод   сопровождается  экранным  текстом,  что Ржевская наступательная операция   отвлекла основные силы  фашистов и  тем самым спасла положение на других фронтах.  И, это -  правда,  которую никто не  может оспорить.
 
Николай  Фалько,
член Союза Журналистов России 
 
 
Категория