Конституционный нигилизм

 

28 июня исполнилось 16 лет со дня принятия Конституции Украины — основного закона нашей страны. Начиная с президента и кончая госадминистрациями самого нижайшего звена, по всей Украине изображалось великое ликование всенародное. На экранах телевизоров рябило от обилия вышиванок и шаровар. В разных вариантах обсасывалась тема «самой демократической из демократических» конституций в мире. При всем при этом все прошедшие 16 лет с разных сторон предпринимались и предпринимаются попытки ее изменить.  При первом президенте Л. Кравчуке вносились изменения в действующую на то время Конституцию УССР с целью перелицевания ее на капиталистический лад. 28 июня исполнилось 16 лет со дня принятия Конституции Украины — основного закона нашей страны. Начиная с президента и кончая госадминистрациями самого нижайшего звена, по всей Украине изображалось великое ликование всенародное. На экранах телевизоров рябило от обилия вышиванок и шаровар. В разных вариантах обсасывалась тема «самой демократической из демократических» конституций в мире. При всем при этом все прошедшие 16 лет с разных сторон предпринимались и предпринимаются попытки ее изменить.

При первом президенте Л. Кравчуке вносились изменения в действующую на то время Конституцию УССР с целью перелицевания ее на капиталистический лад.

Второй президент Л. Кучма дожал парламент так, что депутаты, забыв про Кзот и другие законы, ночью, ближе к утру, всё-таки её приняли, записав туда благие намерения о всеобщих правах и свободах граждан Украины. Украина стала президентско-парламентской республикой с чрезвычайно большими полномочиями у президента. Но уже следующий правитель — В. Ющенко — начал продвигать идею двухпалатного парламента с атрибутами «американской демократии». И это притом, что президентом он стал в результате антиконституционного третьего тура выборов, освященного решением Верховной Рады, взамен на согласие внести изменения в Конституцию, превращавшие Украину из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.

Вот и нынешний президент в свою очередь озаботился конституционной реформой, обеспечив перед этим возврат к доющенковской Конституции через Конституционный суд. Он заявил, что нынешняя Конституция уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня, и своим Указом создал Конституционную ассамблею, призванную разработать новую редакцию основного закона, а затем вынести его на всенародное обсуждение. Из этого следует, что Януковича уже не устраивает нынешняя Конституция, т.к. не она не гарантирует ему удержания власти до бесконечности.

Здесь хотелось бы отметить, что, как правило, такой юридический акт принимается в то время, когда в обществе происходят какие-либо коренные изменения. Например, Сталинская Конституция 1936 года закрепила победу социализма в СССР, действующая Конституция 1996 года отобразила переход Украины к капиталистическим, рыночным отношениям. А что будет предлагать новый проект Конституции? Да что угодно, вплоть до поста Гетмана вместо президента с передачей власти по наследству.

В.И. Ленин называл Конституции буржуазных государств фикцией, формально юридическими актами, так как в капиталистическом мире не могут быть одинаковыми права и свободы простых граждан и владельцев основных средств производства (заводов, земли и т.д.).

Так, в статье 5-й записано, что народ является единственным источником власти, а как можно реализовать это право, если за 20 лет независимости не проведено ни одного референдума по основным проблемам нашей жизни? В частности, начисто лишены этого права жители Севастополя, которые не могут путём голосования выбирать главу города. В главе второй «Права и свободы граждан» сказано, что мы имеем право на жизнь, на личную безопасность, на социальную защиту, которая должна обеспечить уровень жизни не ниже прожиточного минимума. В то же время значительная часть нашего общества находится за чертой бедности, а население страны за годы независимости сократилось на 7 миллионов человек.

А вот ещё один пример конституционного нигилизма. Статья 10-я гласит, что в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского и других языков. Как на практике реализуется это право, мы убедились из последних событий, когда даже законопроект о региональном применении русского языка встретил жестокое сопротивление украинских националистов.

И таких примеров много. Уважающее себя общество не станет принимать законы, которые не выполняются. Прежде чем принимать новую Конституцию, необходимо предусмотреть гарантии её исполнения. Иначе будет как не раз уже бывало, когда суровость наших законов успешно компенсируется их систематическим неисполнением.

Многие считают, что все мероприятия, связанные с пересмотром Конституции, проводятся для того, чтобы отвлечь внимание общественности от сложной обстановки в стране, ухудшения жизни многих наших граждан, катастрофического снижения поддержки правящего режима. Но это большинство независимых от режима экспертов уверены, что таким образом будут пытаться «законным» путем продлить правление «регионалов».

 

Н. Фалько