ЛЕТОПИСЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

 

«ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ»  4 июля 1958 года  первенец нашего атомного флота, подводная лодка К-3, впервые дала ход под атомной энергетической установкой. Создание атомной подводной лодки явилось не только крупнейшим научно-инженерным достижением, но и выдающимся коллективным подвигом всех ученых, кораблестроителей, военных моряков, инженерно-технических работников и рабочих, принявших участие в ее создании и положивших начало новой эпохе в развитии военно-морского флота страны. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. «ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ»

4 июля 1958 года  первенец нашего атомного флота, подводная лодка К-3, впервые дала ход под атомной энергетической установкой. Создание атомной подводной лодки явилось не только крупнейшим научно-инженерным достижением, но и выдающимся коллективным подвигом всех ученых, кораблестроителей, военных моряков, инженерно-технических работников и рабочих, принявших участие в ее создании и положивших начало новой эпохе в развитии военно-морского флота страны.

Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года.

 

В 1945 году США открыто продемонстрировали всему миру разрушительную мощь атомного оружия, и теперь оно требовало надежного средства его доставки. Единственно разумным способом доставки ядерного груза в то время представлялась субмарина, но такая, которая бы смогла скрытно, ни разу не всплывая, нанести решающий удар. Для этого идеально подходила атомная подводная лодка. В 1952 г. в США был заложен первый атомоход «USS Nautilus». На воду подводная лодка была спущена в 1954 г. и в конце этого же года введена в строй.

Субмарина производила собственный кислород и была способна находиться под водой в течение всего похода. Советские подводники могли лишь мечтать о таком корабле. При длительном плавании на дизельных лодках они были вынуждены всплывать, становясь легкой добычей противника.

В 1949 году были проведены испытания первой советской атомной бомбы, а в сентябре 1952-го И.В. Сталин подписал постановление о создании атомных подводных лодок в СССР.

«ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ»  4 июля 1958 года  первенец нашего атомного флота, подводная лодка К-3, впервые дала ход под атомной энергетической установкой. Создание атомной подводной лодки явилось не только крупнейшим научно-инженерным достижением, но и выдающимся коллективным подвигом всех ученых, кораблестроителей, военных моряков, инженерно-технических работников и рабочих, принявших участие в ее создании и положивших начало новой эпохе в развитии военно-морского флота страны. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В начале 50-х в г. Обнинске, в сотне километрах от Москвы, была построена первая атомная электростанция, назначением которой было не производство электрической энергии для народного хозяйства. Здесь отрабатывался прототип ядерной установки для атомной подводной лодки. В течение полугода по всем флотам Советского Союза набирали экипаж будущего атомохода, моряков-сверхсрочников и офицеров. Попасть в Обнинск стало мечтой. Всех переодели в гражданскую одежду, отменили военную субординацию — все обращались друг к другу только по имени отчеству. В остальном — строгие военные порядки. Личный состав был расписан как на корабле. На вопросы посторонних курсант мог отвечать что угодно только, не то, что он подводник. Слово «реактор» произносить запрещалось всегда. Даже на лекциях преподаватели называли его кристаллизатором или аппаратом. Курсанты отрабатывали множество действий по утечке выброса радиоактивного газа и аэрозолей. Основным лекарством считались традиционные 150 грамм спирта. Моряки были убеждены, что так они снимали подхваченную за день радиацию.

Первый атомоход, заложенный в сентябре 1954 г. на Северодвинском машиностроительном заводе, строила вся страна, хотя большинство участников этого небывалого дела и не подозревало о своей причастности к уникальному проекту. В Москве разработали новую сталь, позволявшую лодке погружаться на немыслимую для того времени глубину — 300 м; реакторы изготовили в Горьком, паротурбинные установки дал ленинградский Кировский завод; архитектуру К-3 отрабатывали в ЦАГИ. В Обнинске на специальном стенде стажировался экипаж. Всего 350 предприятий и организаций «по кирпичикам» соорудили чудо-корабль. Первым его командиром стал капитан 1 ранга Леонид Осипенко. Если бы не режим секретности, его имя прогремело бы на весь Советский Союз. Ведь Осипенко провел испытания по-настоящему первого «гидрокосмического корабля», который мог уходить в океан на целых три месяца лишь с одним всплытием — в конце похода.

1 июля 1958 года наступило время спуска на воду. На боевую рубку была натянута парусина, скрывающая формы. Как известно, моряки — народ суеверный, и если не разбивается бутылка шампанского о борт корабля, об этом будут вспоминать в критические моменты во время плавания. Среди членов приемной комиссии возникла паника. Весь сигарообразный корпус нового корабля был покрыт слоем резины. Единственное жесткое место, о которое может разбиться бутылка, — небольшое ограждение горизонтальных рулей. Никто не хотел рисковать и брать на себя ответственность. Тут кто-то вспомнил, что шампанское хорошо разбивают женщины. Молодая сотрудница КБ «Малахит» уверенно размахнулась, и все облегченно перевели дух. Так родился первенец советского атомного подводного флота.

С 3 июля 1958 года лодка, получившая тактический номер К-3, вышла на ходовые испытания, проходившие в Белом море. 4 июля 1958 г., в 10 часов 3 минуты, впервые в истории отечественного флота для движения корабля была использована атомная энергия.

Испытания завершились 1 декабря 1958 г. В ходе них мощность энергетической установки была ограничена 60% от номинальной. При этом была достигнута скорость 23,3 узла, что на 3 узла превысило расчетную величину. За успешное освоение новой техники, впервые после окончания Великой Отечественной войны, командиру подлодки Л.Г. Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. В настоящее время его имя носит учебный центр по подготовке экипажей АПЛ в г. Обнинске.

В январе 1959 г. К-3 была передана ВМФ для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 г., после чего АПЛ стала «полноценным» боевым кораблем Северного флота. 

В июне 1967 года К-3 провела испытания по всплытию во льдах и пролому льда от 10 до 80 см. Имелись незначительные повреждения корпуса рубки и антенн. Впоследствии с 11 по 21 июля 1962 года лодка выполнила специальное задание — арктический поход с пересечением Северного полюса в 00 часов 59 минут 10 секунд Московского времени 17 июля 1962 года. Во время исторического похода ПЛ трижды всплывала в полыньях.

8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море. Несмотря на упорные спасательные действия, погибли 39 подводников. Подводная лодка самостоятельно вернулась в базу.

В силу секретности та трагедия «Ленинского комсомола» не стала достоянием нашей общей памяти ни в 1967 году, ни в «эпоху гласности», не знают о ней толком и сегодня. Морякам, сгоревшим на К-3, поставили скромный безымянный памятник вдали от людных мест: «Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г.» И маленький якорь у подножия плиты.

В 1991 году лодка выведена из состава Северного флота.

Первая отечественная атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол» вскоре станет плавучим музеем. Проект переоборудования под необычную экспозицию легендарного корабля, который вписал немало замечательных страниц в историю советского ВМФ, выполнили специалисты Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит». Место стоянки лодки-музея «Ленинский комсомол» определено рядом с первым отечественным атомным ледоколом «Ленин» в Мурманске.

 

С. ЩЕТИНИН,

ветеран-подводник

Севастопольская правда

Военно-морской флот:

Военно-морской флот в контакте Военно-морской флот Одноклассники