
Гражданский Воздушный флот (ГВФ) имеет дату своего рождения 9 февраля 1923 года. Постановлением Совета Народных Комиссаров по гражданской авиации от 25 октября 1930 года был образован в единый государственный орган ГВФ, а с 1932 года стал называться «Аэрофлот», который прошел свое развитие, как в довоенный период, так и после Великой Отечественной войны и вошёл в состав Воздушного флота как Военно-Воздушные силы и Морская авиация.
Необходимость иметь ГВФ для страны было необходимостью, в связи с большой территорией страны, перевозкой пассажиров и грузов, для обеспечения различных отраслей народного хозяйства. В СССР общая протяженность воздушных линий составляла более одного миллиона километров. И Советский государственный «Аэрофлот» должен был обслужить 122 города, региональные и местные авиалинии, а также полёты в 97 стран Европы, Азии, Америки.
Это была наша страна – Великая Советская Россия и государственный, доступный для пассажиров, социально справедливый, надежный Воздушный флот, где «Аэрофлот» достойно решал задачи не только в мирное время. Испытанием для авиаторов, пилотов ГВФ стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг., где они внесли свой вклад в поддержку Красной армии, ВМФ, авиации в разгроме врага, обеспечивая перевозку войск, раненых, пассажиров, доставку в блокадный Ленинград, при обороне Севастополя оружия, продовольствия, осуществляя эвакуацию голодных детей, стариков. Этому способствовал план и решение Ставки Верховного Главнокомандования, Генштаба о создании из пилотов ГВФ боевых полков Московского особого отряда, авиагруппы транспортной авиации, которая стала авиадивизией. За мужество, массовый героизм авиаторов первая транспортная дивизия 5 ноября 1944 года была преобразована в 10-ю Гвардейскую транспортную авиадивизию. В годы войны это был первый случай высокой оценки пилотов ГВФ, выполнявших боевые задачи и внесших большой вклад в победу над фашистской Германией.
Закончилась Великая Отечественная война, а с ней началось бурное развитие «Аэрофлота». Советское Правительство внесло большие коррективы в усиление развития ГВФ. Были поставлены задачи ряду конструкторских бюро: «Илюшина», «Туполева», «Яковлева», «Сухого» и других - создать и вместе с Авиапромом наладить выпуск новых дальних магистральных, средних и ближних магистральных самолетов для ГВФ, причём, без ущерба развития боевой авиатехники. И Советская страна получила от ОКБ, Авиапрома лайнеры, самолеты всепогодные, реактивные: Ту-104, Ан-18, Ил-62, Ту-134, Ту-154, Ан-26, Як-40 и др., и даже сверхзвуковой Ту-144 и дальние магистральные Ил-96-30р, Ил-76. И в целях усиления организации поставки в «Аэрофлот» новой техники, контроля за подготовкой кадров в ГВФ: пилотов, штурманов, инженерно-технического состава (ИТС) и безопасности полетов в 1947 году, был назначен заместителем начальника управления ГВФ маршал авиации (с 1944 г) Семен Федорович Жаворонков, который уже в 1949 году стал первым замом.
Массовое производство самолетов для ГВФ потребовало создание инфраструктуры для обеспечения надежной эксплуатации всех категорий воздушных судов, как на земле, так и в воздухе и создание аэропортов, аэродромов, взлетно-посадочных полос для малой авиации. Так в Советском Союзе было построено 1380 аэродромов для «Аэрофлота». После распада СССР в 2018 году их осталось 200, в основном аэропорты и аэродромы с искусственным покрытием. Фактически все грунтовые взлетно-посадочные полосы (ВВП) были ликвидированы.
Пришедшим к власти младолибералам–демократам, «чикагским мальчикам», проводящим социально-экономическую рыночную реформу, оказалось, ради создания частного накопления капитала, необходимо было устроить приватизацию государственной собственности. И бизнесу не нужна та социальная забота о благополучии соотечественников, о их желании к общению с родными, близкими, быть пассажирами на разных магистральных самолётах. Первое, что они сделали и натворили: остановили развитие гражданской авиации, серийный выпуск лайнеров, новой авиатехники, создали проблемы в подготовке лётных кадров, расформировав часть лётных школ, училищ, центров по совершенствованию выучки всех авиаторов ГВФ. И государственный «Аэрофлот» распался на десятки акционерных коммерческих частных авиакомпаний. И сразу возникло много проблем с доступной ценой билетов на самолет, безопасностью полётов, связью с земляками, родственниками. Фактически «патриарх» Аэрофлота Ан-2 был ликвидирован и запустевали местные грунтовые аэропорты, и нарушена связь с регионами страны. Жажда накопления привела к закупке разных лайнеров, самолетов авиакомпаниями Российской Федерации в США, Англии, Франции, которые уже отлетали по 10 и более лет, по коммерческим договорным ценам. Перевозка пассажиров стала опасной.
Вот и летают в «Аэрофлоте» и авиакомпаниях 200 «Боингов-783» и другие иностранные лайнеры, перевозя пассажиров России по «заоблачным» ценам на билеты. А где же на магистралях отечественные самолеты? Рынок, бизнес, капитализм не проявляет на деле социальной заботы о народе.
Почти что за 30 лет суверенитета демократической России либерал - реформаторы сумели «обновить» «Аэрофлот» с поставкой отечественных лайнеров – двумя средними магистральными самолетами. Это «Супержет-100» и МА-21МС, который после длительного испытания, вошёл в серию. На международном авиакосмическом салоне (МАКС-2019) в Жуковском авиационная корпорация выставила три лайнера МС-21МС и совместный проект модель широкофюзеляжного дальнего магистрального аэробуса России и Китая. Так ГВФ «решил проблему» сокращения закупки иностранных лайнеров и обеспечения соотечественников доступными полётами даже на региональном уровне. Поэтому ностальгия россиян по советскому «Аэрофлоту». А вся причина: рынок, бизнес и капитализм. Дожили!
Юрий Зверев,
генерал-майор авиации в отставке,
заслуженный военный лётчик СССР
Категория